ЭКОНОМ БЛОК 32 Налоговая политика

ЭКОНОМ БЛОК. 32. Налоговая политика и ее инструменты.

Налоговая политика и ее инструменты

Налоговая политика — это составная часть финансовой политики государства, частью которой в свою очередь является налогово-бюджетная(фискальная) политика. Налоговая политика – это та часть налогово-бюджетной политики, которая связана с доходной частью государственного бюджета. Ее сущностью является регулирование ставок налогов и сборов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ для содействия общим задачам экономического роста и повышения благосостояния в стране, ставящимся в рамках экономической политики в целом. Регулируя ставки налогообложения, создавая налоговые льготы, внося изменение в правила уплаты налогов, государство в лице ответственных органов обеспечивает себя ресурсами, необходимыми для выполнения своих функций и достижения экономических и социальных целей, создает систему стимулов для экономических агентов, активность которых во многом зависит от налоговой нагрузки, а также способно создавать систему справедливого распределения доходов в обществе. То есть есть три функции налоговой политики: фискальная(сбор средств для функционирования государства, наполнение его бюджета для выполнения его функций и финансирования в т. ч. экономических программ), регулирующая(создавать стимулы или наоборот для экономически агентов) и социальная(перераспределение доходов внутри страны, если ставки прогрессивны на доход или взимается налог на роскошь). Как и денежная политика, в краткосрочном режиме налоговая политика призвана сглаживать циклические колебания повышая или понижая налоги, что отражается на активности компаний, а значит их производстве, и например повышение налогов вызывает его сокращение и не допускает перегрева экономики, а понижение способствует росту спроса среди населения, инвестиционному спросу, повышает ВВП, устраняет безработицу за счет повышения активности компаний, которые при расширении производства нанимают новых людей, а в долгосрочном способствовать более стратегическим задачам(например, в России, где Основными направлениями налоговой политики предусматривается снижение нагрузки на капитал и труд, повышение льгот для инновационных компаний проводящих НИОКР, для содействия стратегической цели модернизации экономики).

Основным инструментом налоговой политики является налог, который представляет собой безвозмездный обязательный платеж юридического или физического лица. Часто обязанность платить налоги закреплена законодательное ще в основном закон страны, в России например в ст. 57 Конституции закреплена обязанность платить установленные законом налоги. Есть прямые и косвенные налоги. Прямые взимаются непосредственно с владельца налогообложения, самый известный – подоходный, также есть налоги на прибыль, наследства, на имущество. Косвенные, в отличие от прямых, уплачиваюся непосредственно конечным потребителем, включаясь в цену, а продавцы выступают в качестве агентов по переводу этого налога государству. К ним относятся налог на добавленную стоимость(Рассчитывается как разность между стоимостью реализованной продукции и издержками на ее производство, то есть стоимость, добавленная к продукту в процессе его обработки или других видов деятелности), акцизы(начисляемые отдельно на определенные виды товаров типа алкоголя, табак, деликатесы, ювелирку), налог с продаж(в России с 2004 отменен, ибо дублирует акцизы), таможенные пошлины. В России косвенных налогов больше, ибо их легче собирать, от них не уклонишься.

Также налоги бывают прогрессивные, регрессивные, пропорциональные. Во многих странах налог на доход физ лиц — НДФЛ –прогрессивен, что позволят ему выполнять функцию социальную. Федеральный подоходный налог с граждан в США достаточно прогрессивен: он варьируется от 10% (для индивидуальных налогоплательщиков с доходом менее 8925 долл. или семей с доходом менее 17850 долл.) до 39,6% (соответственно, свыше 400 000 долл. и 425 000 долл.). А в России ставка единая – 13 %, соответственно налог не выполняет соц функцию по перераспределению доходов. А регрессивные налоги это как раз акцизы, потому что они по цене одинаковы для всех, но составляют большую часть меньшего дохода и меньшую большего.

Также важно деление налогов и по федеративному принципу в федеративных государствах. Например, в России есть федеральные налоги(НДС, налог на прибыль организаций, акцизы, гос пошлины, взносы во внебюджетные фонды, лесной налог, налог на доходы от капитала, водный, подоходный с физических лиц, на добычу полезных ископаемых). Региональные(на недвижимость, транспортный, на имущество организаций, с продаж – он отменен уже правда, региональные лицензионные сборы). Местные – на наследство и дарение, на рекламу, на имущество физических лиц, земельный. Соответственно эти налоги попадают в тот или иной бюджет. Правда распространена практика и межбюджетных трансфертов, когда центр перечисляет регионам например часть доходов.

Все налоги закреплены у нас в Налоговом Кодексе, и его изменение является сутью налоговой политики. Все эти инструменты применяются в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, изменения которого и являются сущностью налоговой политики. А ее проведением занимается Министерство Финансов совместно с Федеральной Налоговой Службой. Министерство финансов разрабатывает предложения о налоговой политике, ставит ее основные цели, развивает налоговое законодательство и совершенствует налоговую систему, а ФНС участвует в разработке концепций налоговой политики и занимается контролем за соблюдением налогового законодательства, в том числе с помощью подчиненных ей налоговых инспекций на разных уровнях. Еще важно, что кроме самих налогов инструментом можно назвать и налоговые льготы, которые, оперируя нагрузкой на компании способны стимулировать компании в отдельных видах отраслей. Подобными льготами могут являться ускоренная амортизация(государство отказывается от части налога на прибыль, но зато предприятия быстрее обновляются и повышают конкурентоспособность, что повышает сборы налогов в будущем. Суть в том что увеличиваются амортизационные отчисления, а они не облагаются налогом), или инвестиционный налоговый кредит – отсрочка по уплате части налоговых платежей на определенный срок. Также льготы могут представлять собой например освобождение от НДС НИОКР, связанных с созданием новой высокотехнологичной продукции, освобождение от налога на прибыль средств, получаемых организациями от поддержки научной или научно-технической деятельности(эти меры были приняты в России в период 2004-2008 гг. например).

Важно в свете налогов сказать про налоговое прогнозирование, ибо оно тоже важно. В России его основа – это Основные направления налоговой политики на такой-то год и следующие два плановых года, разрабатываемые Минфином.

Проблемы в России: Несмотря на все меры стимулирования, сохранение неизменными страховых платежей(они введены вместо единого соц налога и составляют 34 % фонда оплаты труда компаний, были призваны стабилизировать пенсионную систему, но им это не удалось, в то же время повысили нагрузку на труд) в ближайшем периоде отрицательно сказывается на компаниях, составляющих инновационный потенциал экономики, поскольку у них высока доля оплаты труда в общих издержках. Более того, инновационные составляющая стимулирующей функции налоговой политики пока слаба, поскольку в силу низких расходов на НИОКР в общих расходах компаний налоговые льготы на НИОКР приносят незначительный эффект. В сочетании с высокой нагрузкой на труд это позволяет говорить о неэффективности налогового влияния на инновационную деятельность компаний и его несоответствия заявленным целям модернизации экономики. Что касается социальной функции, то сохранение плоской системы налогообложения доходов лиц явно не отвечает ей, смещая нагрузку в сторону менее обеспеченных слоев населения.

Придется налоговой системе столкнуться с растущими гос расходами, на военку и социалку(из-за старения населения). Ну и высокая зависимость от внешнеэкономических поступлений(и это не столько пошлины, сколько доходы нефтегазовых компаний), значит, налоговая система подвержена колебаниям конъюнктуры на мировом рынке. Ну а поскольку налоговая нагрузка на труд и капитал у нас и так немала, то планируется повышать налоги на дорогие транспортные средства, на недвижимость, доходы от газовых компаний при повышении цен выше уровня инфляции, а также устранения неэффективных преференций и льгот в налоговой сфере. Это предусмотрено в «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2014 г. и плановый период 2015-2016 годов».

Существет дискреционная налоговая политика, когда государство сознательно регулирует ставки налогов, а существует недискреционная когда ввиду кризиса доходы сокращаются и при прогрессивной ставке налогообложения налоговая нагрузка уменьшается, что позволяет субъектам легче пережить кризис. Но даже и не при прогрессивной ставке все равно общая сумма налога меньше.

А как действует налоговая политика: если налоговая нагрузка меньше, то появляется больше средств для инвестиций, идет оживление экономики, рост ВВП. При оживлении и росте производства нанимают новых людей и идет устранение безработицы. Меньший налог на доходы лиц позволяет им например стимулировать розничную торговлю, это приводит к увеличению спроса среди занятых в розничной торговле и дальнейшему повышению спроса. Также налоги могут способствовать модернизации (например, необложение налогом НИОКР дает компаниям больше стимула заниматься собственной модернизацией), а также структурной перестройке(когда налоги на рентные доходы повышаются, а на труд, который занимает важное место в инновационных компания, снижается) в более выгодном положении оказываются инновационные компании, а не сырьевые, они наращивают активность, доля их произведенной продукции в ВВП увеличивается, в долгосрочном периоде страна сможет слезть с нефтяной иглы.

Еще проблем в России как было сказано: у нас хорошо выполняется фискальная функция, средне стимулирующая(она стимулирует активность предприятий, но слабая инновационная составляющая в том числе и из-за высоких административных барьеров использования льгот) а также никакая социальная составляющая.

Предыдущий:

Следующий: