ЭКОНОМ 22

ЭКОНОМ БЛОК. Вопрос 22. Экономиеский подход к международным отношениям.

Международные отношения никогда не были отдельным предметом теоретического моделирования в экономической науке. Объектом внимания экономистов становились лишь определенные прикладные аспекты международного взаимодействия, (вопросы внешней торговли, платежного баланса, денежно-кредитной и валютной политики и т.д.)..

В то же время, за последние полвека методологический инструментарий экономистов был успешно использован для изучения самых разных сфер человеческой деятельности. Причина «универсальности» экономического подхода — в строгости его аксиоматического аппарата, ориентированного на выявление универсальных законов, описывающих социальную сторону деятельности людей.

Согласно экономической науке, природа любого социального процесса, как процесса взаимодействия людей, рациональна. Ключевым формальным критерием рациональности в экономической науке является максимизация функции полезности — математической функции, отражающей предпочтения человека в отношении тех или иных благ и принимающей бóльшие значения для тех благ или их наборов, которые предпочтительнее с точки зрения индивида. Таким образом, под рациональностью экономисты понимают решения и действия человека или какого-либо субъекта, соответствующие его предпочтениям и, как следствие, характеризующиеся улучшением его текущего положения.

Международные отношения, как одна из сфер человеческой деятельности, с экономической точки зрения имеют аналогичную рациональную природу. Действия субъектов международных отношений направлены на получение результатов, которые соответствуют их предпочтениям. Исходным уровнем субъектов международных отношений, при этом, в их экономической классификации следует признать человека, поскольку именно индивид является начальным объектом исследования в экономической науке, а его модель – базовой в методологическом аппарате экономической теории. В тоже время, в работах по международным отношениям принимаемые людьми решения принято обобщать, рассматривая коллективные результаты деятельности.

В роли субъектов международных отношений обычно выступают группы индивидов, которые агрегируются до уровня суверенных государств или негосударственных структур (транснациональных корпораций, неправительственных организаций, террористических групп и т.д.).

Три уровня субъектов международных процессов, с позиций методологии экономической науки: а) уровень отдельных индивидов (людей); б) уровень групп индивидов (группы интересов, бизнес-структуры; неправительственные организации); в) уровень национального государства (суверенные государства, межправительственные организации).

Они считаются участниками МО только когда их деятельность затрагивает более одного г-ва. Почему его? Ибо Государство — единственный субъект международных отношений, который обладает суверенитетом, Все это позволяет охарактеризовать международные отношения как процессы взаимодействия, выходящие за рамки отдельных государств.

У всех субъектов разные хрени: потребности; материальне ресурсы (человеческий потенциал, наличие тех или иных природных ресурсов, финансовые возможности и др.); нематериальным ресурсам (членство в международной организации); геополитическому положению; статусу, роли в международных экономических отношениях, из-за чего разные потребности, формилуирующиеся в интересах (вспомним Батю Марка Хрусталева, по которому интерес – это осознанная потребность). Отличия интересов ведет к конфликту интересов при их взаимодействии,1 следствием которого является то, что любое взаимодействие на международной арене ведет к перераспределению благ (материальных или нематериальных) между участниками международных отношений.Однако принцип рациональности требует от субъектов международных отношений согласования интересов. И любой конфликт интересов в международных отношениях, в конечном итоге, решается через урегулирования взаимных прав и свободы действий в отношении объекта конфликта.

Заключение соглашений, устанавливающих ограничения на взаимные действия субъектов международных отношений, позволяет взаимодействующим сторонам снизить издержки взаимодействия (и тем самым, остроту существующих разногласий) и перейти на более эффективный уровень взаимодействия (например, за счет обмена благами, имеющими различное значение для взаимодействующих сторон). В условиях, когда объектом интересов участников международных отношений, в конечном счете, выступают какие-то материальные или нематериальные блага, результатом любого соглашения в международных отношениях будет процесс перераспределения данных благ в более выгодную (предпочитаемую) для взаимодействующих субъектов сторону, что соответствует экономической рациональности.

Процесс согласования интересов в международных отношениях имеет своим конечным результатом систему международных институтов. Международные соглашения являются правилами, по которым происходит взаимодействие тех или иных субъектов. В экономической литературе правила, по которым происходит взаимодействие субъектов, принято называть институтами.2 При этом, с точки зрения экономической науки, институты-правила будут эффективны только тогда, когда эти правила становятся действующими (то есть выполняемыми). Поэтому необходимым составляющим элементом любого института являются механизмы, обеспечивающие соблюдение установленных правил взаимодействия.3 В международных отношениях правила, по которым происходит взаимодействие субъектов международных отношений, и механизмы, обеспечивающие их выполнение, формируют систему международных институтов. Международные институты как правила предусматривают закрепление прав и ограничение свободы действий акторов международных отношений в отношении определенных благ (например, ресурсов). Кроме того, как «правила» международные институты могут регламентировать членство взаимодействующих сторон в какой-либо коллективной международной организации.4 Как механизмы, обеспечивающие выполнение согласованных правил взаимодействия, международные институты предусматривают дополнительные ограничения свободы действий тех участников, которые нарушают положения достигнутых соглашений.5

С экономической точки зрения создание медународных институтов – цель, это снижение издержек взаимодейстивя между участниками МО. Многообразие социальных взаимоотношений ведет к большому числу трансакционных издержек, что требует создания разных институтов, ибо они обладают разный результативностью с точки зрения экономии одних и тех е трансакционзых издержек.

Эффективность любого института определяется его соответствием предпочтениям субъектов. Предпочтения зависят от соотношения выгод и издержек, которые получает и несет каждый из субъектов при функционировании рассматриваемых институтов.

Учреждение любого института априори преследует цель перераспределение ресурсов и благ между субъектами в более выгодную для них сторону. В итоге, МИ выспутают инструментов перераспределеительной политики. В тоже время, МИ это не соглашения о распеределеинии каких –то благ меду участниками МО. Количество благ и количество участников не может быть бесконечным. Более того, с течением времени потребности участников меняются, а таке их возмоности и окружающие условия. Следовательно, ни одно благо нельзя окончательно поделить между участниками.

Другими словами, учреждение любого международного института a priori преследует цель перераспределения каких-то благ (материальных или нематериальных) между взаимодействующими субъектами в более выгодную (предпочтительную) для них сторону. В итоге, международные институты выступают инструментом перераспределительной политики, то есть инструментом выбора вариантов распределения какого-либо общего блага или благ между взаимодействующими субъектами международных отношений.

Выводы по этой части:

——во-первых, субъекты международных отношений имеют разные интересы, как следствие их неравного положения, что ведет к конфликту интересов между ними;

——во-вторых, следствием наличия конфликта интересов между субъектами международных отношений является процесс перераспределения благ между ними;

——в-третьих, субъекты международных отношений в конечном итоге заинтересованы в согласовании своих интересов, поскольку институционализация международных отношений позволяет достигать более выгодных для каждого распределения благ;

——в-четвертых, конфликт интересов, перераспределительные и институциональный процессы являются, с экономической точки зрения, фундаментальными свойствами любого международного

Экономическая динамика МО.

МО – это явления, которые имеют место между участниками. Последствия этих явления могут затрагивать других участников.

Положение субъектов МО зачастую неравное. Следовательно, рациональный субъект стремится к увеличению необходимых ему благ, пока предельные выгоды от действий по обеспечению себе дополнительной единицы каждого блага не станут равны предельными издержками таких действий.

Кроме того, процесс взаимодейстивя преподставляет субъекту на международной арене дополнительную альтернативу поведения: помимо дейстивй по независимому получению благ, он может имеет возможность захвата благ, которым располгает другой ( это потребует дополнительных издержек). Ответная реакция – защита, которая требует также определенных издержек. Значит, если нет возмоности договориться или провести переговоры, то существуют 3 вида деятельности, на которые будут тратиться усилия:

Получение благ

Захват благ

Защита благ

Это все ведет к дополнительным издержкам и снижает уровень общего благосостояния. Следовательно, альтернатива анархизму или конфликту – рациональное взаимодействие. Который повысит уровень благосостояния каждого.

Если взаимодействующие субъекты равны более менее, то тогда они решат отказаться от усилий по захваты и защите своих ресурсов. – то есть ограничение свободы дейстивй в отношении друг друга.

Если они не равны, то первичное распределение благ моет быть выгодным только для одного. Значит, надо договориться о признании взаимных прав на определенное количество благ каждому. Если первичное распределение или распределение вследствие заключения соглашения одному из участников невыгодно, то другим надо пойти на доп усилия, чтобы восстановить равновесие – это ведет к дополнительному перераспределению благ. Распределение благ, которое взаимодействующие стороны получают в результате достижения соглашения об ограничении своих действий в отношении друг друга и правах касательно каких-то благ будет всегда более предпочтительным для каждой из сторон, иначе соглашение не будет достигнуто.

Предпочтения субектов тем больше, чем больше различных благ. Если же их мало, то отличия в предпочтениях сглаживаются, уменьшается потребность в нормах, и степень возможности конфликта меньше.

Каждая из сторон ограничивает свою свободы, чтобы добиться выгод от ограничения поведения другого. В то е время, ограничение свободы – это дополнительные издержки, которые несет каждая сторона, чтобы согласие было достигнуто.

Вышеописанная модель международного взаимодействия рационально действующих субъектов не предусматривает возможность осуществления торговых операций, то есть рыночного обмена благами между субъектами международных отношений. Если допустить такую возможность, то при наличии разных предпочтений у взаимодействующих сторон, вероятно достижение других распределений благ между ними, соответствующих более высоким уровням индивидуального благосостояния. При обмене благами, согласно экономической теории (а точнее, экономическому принципу рациональности), происходит обмен тех благ, которые представляют для каждой из участвующих в обмене сторон меньшую ценность, на те, которые она предпочитает больше, поскольку такой обмен ведет к росту субъективной полезности имеющихся в ее распоряжении благ. Обмен будет осуществляться до тех пор, пока не будет достигнута такая комбинация благ, которая будет соответствовать наиболее предпочитаемой участвующими в обмене сторонами. Результаты этих обменов будут увеличивать совокупную полезность распределения благ.

В многосторонних соглашениях, каждый участник имеет более высокий стимул нарушить договор, поскольку шанс, что данное нарушение вызовет ответную реакцию, меньше, чем при двустороннем соглашении ( проблема безбилетника). По мере увеличения количества участников происходит уменьшение влияния одного субъекта на действия другого, и если участников слишком много, то влияние может совсем сойти на нет и возможен возврат к преддоговорной ситуации.

Чтобы не допустить нарушение соглашения нужны дополнительные механизмы обеспечения – санкции. С экономической точки зрения, санкции – это дополнительные издержки для тех, кто нарушает договоренности. Поскольку само обеспечение соблюдения состоит из: выяления нарушения и наказания, то функционирование механизма сакнций означает издержки и для тех, кто не нарушал договор. Следовательно, чтобы их минимизировать, нужно контроль передать 3ей стороне – международной организации.

Цель международной организации – объединять субъектов МО и делать их поведение предсказуемым, как для самих государств, так и для любых других участников МО. Все это сокращает издежки по взаимодействию.

Интересы субектов не являются стабильными и изменяеются со временем. Следовательн, ни один институтов не моет быть универсальным. Его эффективность будет тем выше, чем лучше он может адаптироваться к изменяющимся интересами участников, а также чем выше его степень соответствия действующим в системе МО предпочтениям участников ( то есть он долен отвечать их интересам). Таким образом международные организации – это самая эффективная форма международных институтов.

Если же институт оказывается более не эффективным – нужно или его реформировать целиком, либо пересматривать правила взаимодейстивя, которые он обеспечивает. При наступлении ситуации, когда в рамках действующих институтов издержки перераспределения тех или иных благ станут выше выгод для каких- то субъектов международных отношений, эти субъекты могут:

а) поставить вопрос о пересмотре действующих институтов15;

б) предпринять шаги по изменению существующей институциональной системы, если положение после пересмотра того или иного института выглядит лучше, чем нынешнее (с учетом издержек по реформированию института).16

Заинтересованность субъектов международных отношений в реформировании того или иного существующего института зависит не только от ожидаемого распределения каких-то благ в результате институциональных изменений, но и от прединституционального (преддоговорного) распределения этих благ, то есть распределения, которое могло бы быть при отсутствии данного института. Вопрос об оптимальности распределения каких-либо благ в рамках существующей международной институциональной системы должен быть ориентирован не только на ожидаемое распределение этих благ в результате институциональных изменений, но и на распределение, которое могло бы быть при отсутствии того или иного международного института, реформирование которого обсуждается.

В итоге, эффективной с экономической точки зрения является та система МО, в которой имеются постоянно эволюционирующие институты, которые могут различными способами учитывать интересы участников МО и эффективно преобразовывать их интересы в коллективные решения, ведущие к росту общего благосостояния.

В конце концов, поскольку выгоды и издержки распередяются неравно на практике, институты необходимы больше для перераспределения благ так, чтобы это устраивало наибольшее число участников. Но на практие Вопрос эффективности институтов может быть и не главным. Как и в политических процессах внутри государства, институциональные изменения в международных отношениях зависят в значительной степени от политического веса взаимодействующих субъектов. Иными словами, вопрос эффективности институтов во многом определяется интересами доминирующих в международных отношениях субъектов, т.е. тех субъектов, интересы (предпочтения) которых являются определяющими при действующей международной институциональной системе. Если даже функционирование определенных международных институтов подрывает благосостояние каких-то участников международных отношений, но при этом ведет к перераспределению благ в пользу тех или иных доминирующих в этих отношениях субъектов, эти институты будут сохраняться и поддерживаться. Из-за высоких трансакционных издержек проигрывающие от функционирующих институтов участники международных отношений могут оказаться не способными инициировать процесс их реформирования, в ходе которого они должны будут получить согласие на изменение существующих институтов заинтересованных в их сохранении субъектов (например, путем дополнительного перераспределения ресурсов). 21

В конечном счете, динамическое моделирование международных отношений сквозь призму базовых методологических предпосылок экономической науки позволяет придти к выводу, что ключевым процессом, определяющим динамику международных отношений, является процесс реформирования международных институтов. Основными факторами в данном процессе выступают эффективность, издержки процесса реформирования и перераспределительные особенности действующих институтов. Последние два являются главными факторами стабильности существующих международных институтов, независимо от их эффективности (в истории международных отношений можно найти много примеров существования как эффективных, так и неэффективных международных институтов). В результате, любая инициатива по институциональному реформированию может столкнуться с сопротивлением даже тогда, когда создание нового института или изменение старого должно вывести участников международных отношений на более эффективный уровень взаимодействия.Или же, чтобы это перераспределение отвечало интересам доминируюших в МО субъектам ( типо США)

Предыдущий:

Следующий: