Доклад для сяси flash


МОСКОВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Сочинение

Семестровое сочинение по курсу



«История Вселенской Церкви»

на тему:

Крещение в древней Церкви

Работу выполнил:



студент 21 группы

Сяся

Преподаватель:

Иер. Иоанн Кечкин

Сергиев Посад, 2014 г.

«Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам»

(Евангелие от Матфея, 28:19)

Итак, Господь наш Иисус Христос заповедал своим ученикам и всем нам проповедовать Евангелие всей твари. Господь сказал апостолам, что после того, как на них сойдет Дух Святой, они станут проповедовать святое Благовестие, «начиная с Иерусалима, потом в окрестных странах – Иудеи и Самарии и даже до края земли». (Деян,1:8). Под словом «край земли» подразумевается все те области, которые во времена Ветхого Завета еще не оказались просвещенными истинами веры, в первую очередь Италия и Испания, поскольку она считалась «краем земли» вплоть до открытия Америки Колумбом. Все канонические нормы православной церкви, касающиеся подготовки к таинству Крещения, говорят о важности изучения веры: необходимость оглашения подтверждают также 45 и 47 правила Лаодикийского Собора и 78 правило Шестого Вселенского собора и др. Также существуют правила, определяющие необходимость испытания правильности усвоения веры и искренности желаний приступающих ко Крещению (26 правило Лаодикийского Собора и 8-е правило Седьмого Вселенского Собора). Также они предписывали новообращенным пребывать в Церкви и слушать поучения (7 правило Второго Вселенского Собора). Взглянем на практику подготовки оглашенных ко Крещению в раннехристианской Церкви.

Начиная с первых христиан считалось, что омытие водой человека и признание им Иисуса Христа Господом являлось символом того, что отныне он является христианином. Поскольку в древней Церкви еще не сформировался сам чин Крещения, то совершался он более просто и не содержал в себе такого расширенного чинопоследования, как ныне. Хотя и сегодня все самые основные элементы древнего чина сохранились, они лишь приобрели бoльшую смысловую нагрузку и стали дополнены ектениями и некоторыми молитвами. В ранней Церкви мы видим не очень развитый институт катехизации, что связано было с многими гонениями и малым источником информации, дабы дать сформироваться богословской мысли; весьма мало прошло времени с момента Христовых страданий, чтобы появились многочисленные труды святых отцов, изъяснявших учение веры, но взамен этого все это заменяли в тот период живая апостольская проповедь, обилие даров и благодати, а также подвиги мучеников первых трех веков. Кроме того, среди верующих было сильно напряженное эсхатологическое ожидание скорого пришествия Христа.

В древней Церкви, в отличие от нынешнего периода существовал продолжительный по времени и искусу период подготовки, в процессе которого вновь пришедшие изучали истины веры, соблюдали посты и посещали богослужения. Столь долгий период, составлявший во 2-3 века три года, объяснялся высокой моральной ответственностью ранней Церкви перед Богом, старанием принимать в свой состав лишь верных и надежных людей, искренне полюбивших Христа. Взглянув на историческую ситуацию, мы понимаем, почему тогда подход к Крещению был столь серьезным: Церковь была постоянно гонимой и в любой момент христианина могли предать суду, ссылке или мучениям за веру. Молодая Церковь, едва сформировавшись благодаря апостолам, попала в тяжелейшее положение в Римской империи. Объявленная вне закона, она сознавала, что новые люди в ней должны быть стойкими настолько, чтобы защитить свою веру и должны твердо знать ее учение, дабы не испугаться ни гонений, ни угроз от властей. Действительно, в то время, в отличие от более позднего, в Церковь могли прийти только те, кто искренно полюбил Христа и возжелал быть с Ним, потому как, принимая Крещение, они осознавали, что тем самым они объявляют себя изгоями общества. Кроме же чисто внешних проблем, Церковь обуревалась немало и внутренними нестроениями, находившихся в виде философских стоических и гностических учений, а концу третьего века и неоплатонизма, примешивавших к христианству массу языческой «мудрости», ложного учения, комбинирующих истину и человеческий вымысел. Они активно распространяли свое понимание учения о Боге, о Сотворении мира, о Христе и вводили людей в заблуждение. С ними постоянно приходилось сталкиваться самому еще апостолу Павлу, об этом мы узнаем из текста его богодохновенных Посланий. Так, например, послание к Колоссянам было написано по причине возникшей там ереси, так что Павел предупреждает их словами: «Не дайте себя обмануть: Божия полнота — только во Христе, а не в человеческой философии» (Кол. 2: 8-10). И далее: «Не дайте никому обольстить вас и отвлечь от Христа, вашего Главы, чтоб не лишиться вам ожидающей вас награды» (Кол. 2: 18-19). Противостояние языческого и христианского мира уже к концу ΙΙΙ века приобрело характер более интеллектуальный: римская интеллигенция сплотилась против христианства под знаменем неоплатонизма, который стал не только философской, но и религиозной системой. Соответственно христианство должно было дать ответ. Таким образом, с одной стороны Церкви противостояла угроза от власти, а с другой – от философских течений, превратно излагавших истинное предание. Поэтому Церковь очень ответственно подходила к принятию в свое лоно новых членов и очень благоговейно относилась к самому таинству крещения. В связи с этим, важное место в древней Церкви занимало не столько само крещение, еще до конца не оформившееся в том виде, в котором мы его имеем сегодня, сколько момент подготовки желающих к нему приступить. В связи с привлечением научных кругов в христианство, для многих путь к Церкви стал проходить через философию. Будучи враждебной христианству, она оказалась способной стать помощницей для него, дав ему возможность укрепить свои позиции для защиты веры и укрепления своих позиций в обществе. С помощью философии росла и укреплялась христианская мысль. Как справедливо замечает священник Павел Гаврилюк: «Для того, что бы говорить с язычниками на понятном им языке, христиане должны были найти то проявление языческой культуры, которое наиболее созвучно христианству… Таким образом, философия потенциально могла служить единственной общественной почвой для диалога христианства с миром языческой культуры» . И это оказало влияние на катехизаторскую практику, так как уже в ΙΙΙ веке катехизация включала в себя опровержение языческого любомудрия, а в Александрии приходящие в огласительное училище проходили на первом этапе курс светских наук и языческую философию и лишь потом приступали к изучению Священного писания. В ΙV веке те же отцы-каппадокийцы сначала получали высшее образование, как бы мы сейчас сказали, философское образование и только потом приступали к таинству Крещения, уже в полнее сознательном возрасте (в среднем, в 25лет). Эта традиция была повсеместной. Раннего крещения избегали, боясь согрешить после него из-за соблазнов юности. Некоторые, самый яркий пример — римские императоры ΙV века, откладывали свое крещение в плоть до смертного порога. Поговорим о подготовительном периоде, ка он проходил в древней Церкви.

Период, предшествовавший крещению, назывался оглашением, а готовящиеся принять таинство назывались оглашенными, а по-гречески – катехуменами. Термин «оглашенный» (катехумен) впервые встречается у Климента Александрийского и связан непосредственно с греческим словом «катехизис» (κατήχησις), которое переводится, как поучение, наставление. В процессе нахождения в статусе оглашенных человек уже считался членом Церкви, но не имел возможности участвовать в таинствах, а за богослужением он обязан был покинуть храм перед началом второй части литургии – литургии верных, перед началом которой диакон возглашал: «Оглашенные, изыдите» (“oi Katehoumenoi, proerhete”). Во все время, пока оглашенный готовился к таинству, он был обязан входить в Церковь и приучать себя к молитвам, постам, хождению в храм, через живых проповедников Слова Божия, составлявших институт катехуменации он умудрялся в вере и готовился стать полноценным членом Апостольской Церкви. Упомянув о существовании многочисленных ересей вокруг ранней Церкви, мы видим, что институт катехумената выполнял не только образовательную роль для новообращаемых, но и сам по себе формировал собой догматическое богословие Церкви, как раз в ответ на возникавшие ереси. Если мы перенесемся снова в современный мир, то эта практика ныне возобновляется в Русской Православной Церкви, хотя, увы, не с той силой и активностью. В декабре 2011 года по распоряжению Святейшего патриарха Кирилла Синодом было принято решение относительно прохождения не менее двух огласительных бесед для людей, готовящимися к таинству Крещения. А в Екатеринбурге, к примеру, решением епархального собрания было установлено в качестве обязательной подготовки перед Крещением проведение 12 огласительных бесед в течение как минимум трехмесячного срока. Причиной для возобновления этой практики послужило появление в обществе огромного количества людей, внешне называющих себя крещеными, а к Церкви либо слабо себя относящих, либо вовсе вышедших из Ее лона. В первохристианские же времена, заметим, что период оглашения или катехуменации был гораздо больше и глубже, чем нынешний, что не давало шансов пришедшему к вере человеку когда-либо перестать ощущать себя членом Церкви. В среднем, этот период в древней Церкви II-III веков составлял не менее трех лет. Как правило, таинство крещения проходило сразу для большого количества людей и могло совершаться массово только в следующие дни в году: канун Пасхи – Великая Суббота, и канун Пятидесятницы, а также Рождественский и Богоявленский сочельник. При этом следует отметить, что таинство крещения было не частным, а общественным мероприятием, а также торжественным событием. В течение всего времени до таинства катехумены обучались вере, а во время же Великого Поста сугубо постились и посещали богослужение. В нынешнем богослужении остались небольшие отзвуки этой традиции. Так, во время литургии после чтения Евангелия читается ектения об оглашенных, за которой диакон приносит молитву за готовящихся принять святое крещение, чтобы они были соединены «святей, соборней и апостольстей Церкви и сопричтены избранному стаду», а после нее возглашается: «Оглашенные, изыдите!», после чего в древности эти люди выходили из храма и дальнейшее богослужение, называемое литургией верных, на которой совершается Пресуществление Хлеба и Вина в Святые Тело и Кровь Господни, совершалось без них. Присутствовать им на этой части богослужения было не дозволено до принятия крещения, вероятнее всего потому, что Тело и Кровь Христовы могут принимать только те, кто полноценно составляет Тело Церкви, то есть крещеные люди. Конечно, в наши дни никто из некрещеных из храма не выходит после слов «Оглашенные изыдите». Кроме ектении об оглашенных нашем современном богослужении сохранилась еще одна ектения, совершаемая на литургии Преждеосященных Даров, начиная со среды 4-й седмицы Великого Поста, недели за три до дня, когда в древности крестили – Великой Субботы. В этот период в чинопоследовании вклинивается сразу за ектенией об оглашенных ектения «о иже ко святому Просвещению готовящихся». Она призвана усилить подготовку желающих креститься внутренней сосредоточенностью, призывая их еще больше очиститься духовно и просветиться; в ней диакон молится о том, дабы эти люди «были порождены водою и духом, а также сопричтены святому и избранному стаду». Заметим, что эти возношения сохранились преимущественно в Русской Православной Церкви. В греческой же Церкви эта практика утратилась. Причиной тому считают увеличение числа верующих, также сыграл роль тот факт, что крещения стали совершаться над людьми в младенчестве, отчего ектении об оглашенных и готовящихся ко просвещению в чине Литургии не только Преждеосвященных, но и в Литургиях святителя Василия Великого и Иоанна Златоуста были удалены. Однако причиной этого, а также сокращения периода катехуменации до полной его ликвидации, как считает архимандрит Киприан Керн, стало ослабление со временем покаянной дисциплины. Он пишет: «…кающиеся перестали проходить свой путь покаяния по разрядам плачущих, припадающих, исповедь из явной … заменилась тайным исповеданием своих грехов не перед всей Церковью, a только перед свидетелем Церкви, священником. Естественно, что и ектении, и молитвы ο кающихся были опущены из чина литургии». Из истории мы находим, что особенный рассвет института катехизации приходится на ΙΙΙ-ΙV веках. В это время создавались трууды специальнотаправленные для использования в целях катехуменации: это труд «О началах» Оригена, «Большое огласительное слово» Григория Нисского и многие другие. Когда в VI веке христианство стало государственной религией в Византии в Церковь стало приходить множество язычников, многие из которых видели в христианстве лишь способ улучшить свое положение в обществе, но не стать истинными последователями Христова учения. В этот период срок подготовки к Крещению начинает постепенно сокращаться и ответственность Церкви за вновь прибывший к вере поток людей, ослабевает. Таким образом, открытие Церкви обществу и прекращение гонений, несмотря на все положительное значение этого события, способствовало снижению ответственности Церкви за вновь пришедших и появлению в Церкви лиц, чей приход в нее был обусловлен чисто политическими причинами. К VΙΙ веку институт катехизации фактически полностью прекращает свое существование.



Ссылки

«История крещения: как крестили в Древней Церкви» // http://www.pravoslavie.by/page/istorija-kreshenija-kak-krestili-v-drevnej-cerkvi

Гаврилюк П. История катехизации в Древней церкви. М., 2001.

Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т. 2., С. 113

Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на епархиальном собрании города Москвы 20 декабря 2013 года, С. 26

Решение епархиального собрания Екатеринбургской епархии «О благоговейном совершении таинства Крещения и подготовке к нему. http://nikolskiyhram.ucoz.ru/publ/reshenie_eparkhialnogo_sobranija_ekaterinburgskoj_eparkhii/1-1-0-1 «Во время приготовления к Крещению (оглашения) оглашаемые осваивают основы православного вероучения, покаянной и молитвенной практики, а также выясняется их нравственная готовность к участию в таинстве через совершение исповедально-доверительных бесед».

Смирнов-Платонов П. Г., прот. О литургии Преждеосвященных Даров. М., 1850. С. 45-46

Евхаристия. Отдел 2. Объяснение Литургии (Литургия оглашенных). // Архим. Киприан Керн // www.portal-slovo.ru




Предыдущий:

Следующий: