Чечет экзамен

1. Гуманистическая парадигма в контексте социально-педагогической деятельности. Основные принципы и идеалы. Гуманистическая парадигма ставит в центр внимания развитие ученика, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. Ее ядро — гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте. Ее центр – нахождение истины, т.е. пути познания. Главное – вовлеченность ученика в процесс познания, поиска истины. Девиз – «Познание – сила!» Основной прием педагогической технологии – диалог или полилог. Характерные черты – богатство импровизации, сотрудничество, сотворчество с учеником, взаимообогащение. Установка – признание равного права к аждого познавать мир без ограничений. В основе – любовь к ученику, вера в его творческие возможности. Шкала оценки успехов основывается на отслеживании движения в развитии относительно своих прежних достижений. Диагностика успехов не служит средством отбора и продвижения «сильных». Социально-педагогическая деятельность – это обеспечение образовательно-воспитательными средствами, передача индивиду и освоение им социального опыта человечества, обретение или восстановление социальной ориентации, социального функционирования. Принципы социально-педагогической деятельности: 1.Гуманистический подход: человек – высшая ценность общества, его равноправный член. 2.Индивидуальный подход: учет индивидуальных физических, психологических, возрастных особенностей.3.Принцип социальности: все процессы социализации человека, все стороны личности социально детерминированы.4.Деятельностный подход: учет современного разделения труда, роли ведущей деятельности на каждом возрастном этапе. 5. Принцип развития: человек – динамичное образование с внутренними противоречиями. 6.Многомерно-диалектический подход: необходимость учета диалектики внешнего и внутреннего, общего и особенного, случайного и необходимого, содержания и формы. Идеалы: 1.принцип ориентации на идеал: идеалы определяют смыслы воспитания, то ради чего оно организуется. 2.аксиологический принцип: принцип ориентации на идеал интегрирует соц-пед пространство образовательного учреждения. 3.принцип следствия нравственному примеру. 4.принцип диалогического общения со значимыми другими. 5.принцип идентификации.

14. Принцип конфиденциальности в социально-педагогической работе. Полученная информация не подлежит сознательному или случайному разглашению. При необходимости передачи ее третьим лицам, информация предоставляется в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.

Принцип конфиденциальности означает, что в процессе профессиональной деятельности социальный педагог получает разнообразную информацию, доверенную ему клиентом. Это могут быть сведения о болезни, негативные привычки, психическое состояние, семейные проблемы, отдельные проявления девиантного поведения и т.д. Ее разглашение близким, коллегам, другим лицам возможно только с согласия клиента. Эта информация может быть использована социальным педагогом с профессиональной целью в интересах клиента. Однако в отдельных случаях, когда в ней есть сообщения об угрозе жизни и здоровью других людей, особенно детей, социальный педагог может информировать представителей соответствующих государственных органов.

2. Гуманистические ценности как высший принцип межличностного взаимодействия. Гуманистические ценности составляют ядро мировоззрения, идейно соединяющего людей в общность. Гуманистическое взаимодействие людей имеет отличительные признаки, по определению Щурковой Н.П. — это уважение, неприкосновенность личности, признание как данность. Взаимодействие же двух субъектов, в процессе которого происходит взаимная презентация «Я», участвующих во взаимодействии субъектов – это общение. При этом под педагогическим общением понимается общение педагога с детьми, в процессе которого педагог содействует восхождению детей на уровень коммуникативной культуры «человек — человек», научая детей воспринимать Другого и открывать Другому свой внутренний мир. Гуманистическое педагогическое взаимодействие зависит от ценностей педагога, его внутреннего настроя на диалог с ребенком, существует целый ряд формальных правил, соблюдение которых ведет к изменению педагогического взаимодействия в гуманистическую сторону: — педагог надевает «платье доброжелательности», обращаясь к детям либо к одному ребенку, с которым предстоит общение; — педагог занимает открытую позу без «замков» рук и ног, то есть, не скрещивает руки на груди, не кладет ногу на ногу и не держит в руках какой-либо предмет, как бы прячась за него; ладони его открыты и повернуты в сторону детей; — педагог не допускает угрожающей позы типа «льва перед прыжком» (опора двумя руками о стол, наклон вперед), «воинствующего петуха» (руки за спиной), «полицейского» (руки в карманах брюк, пальцы выставлены на партнера) и не держит в руках острого предмета, направленного на детей как пистолета (авторучки, указки, карандаша, линейки); — педагог хорошо продумывает характер обращения в соответствии с обстоятельствами: «ребята» — на спортивной площадке, у костра, во время уборки класса, чаепития или приготовления обеда; «дорогие друзья» — на беседе или дискуссии о проблемах жизни; — педагог производит «положительное подкрепление» в адрес детей вербально или мимически, осуществляя важное психологическое воздействие «поднять на пьедестал» партнера общения; — в первый момент общения педагог обязательно произносит «Я-сообщение», которое есть не что иное, как открытие собственного внутреннего мира для партнера по общению. Одним из критериев эффективного педагогического взаимодействия является создание благоприятного психологического климата и планомерное формирование определенных межличностных отношений в школьном коллективе. Умения в этой области составляют важную часть профессиональной компетентности педагога. По мнению Олешкова, профессионально компетентный педагог должен быть способен: — Вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также осуществлять диагностирование личностных свойств и качеств учащегося. — Вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с обучаемыми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных дидактически значимых целей. — Идентифицировать себя с учеником.

3. Этика как компонент профессиональной культуры педагога социального. Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и личностные характеристики. Одной их немаловажных составляющих культуры педагога является этика. Этика — это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми. Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика, определяющая нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами. Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей (систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей). Среди этих категорий: Справедливость — нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Профессиональный педагогический долг – совокупность требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению профессиональных обязанностей. Профессиональная честь – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Педагогический авторитет – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический такт - форма реализации педагогической морали в деятельности педагога, в которой совпадают мысль и действие. Педагогическая этика рассматривает нравственные отношения как совокупность общественных контактов и взаимных связей, возникающих у педагога с теми людьми и учреждениями, по отношению к которым он имеет профессиональные обязанности: «Педагог и ученики»: - профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие ученика; - уважение к личности ученика. «Педагог и родители ученика»: - недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей; - повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей; — тактичное предъявление необходимых требований к родителям. «Педагог и педагогический коллектив»; «педагог и руководство школы»: этика делового общения — это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их профессиональной деятельности.

15. Принцип этической и юридической правомочности в работе педагога социального.

Принцип этической и юридической правомочности

- Социальный педагог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению социально-педагогической деятельности.

- В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, социальный педагог руководствуется нормами данного Кодекса.

- Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения социального педагога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.

4. Влияние направленности личности педагога социального на профессиональную деятельность. Ученые (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин) в личности педагога выделяют социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность. Составляющими социально-нравственной направленности выступают социальные потребности, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, гражданская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность. Высокая профессиональная ответственность является отличительной особенностью педагогической профессии. Составляющими профессионально-педагогической направленности личности соц. педагога являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание. В них отражается отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку. Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии социального педагога, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Основу познавательной направленности составляют духовные интересы и потребности. Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к своему делу, к своей профессии. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки. Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности педагога выступает культура научно-педагогического исследования. Необходимым условием профессионального становления является непрерывность педагогического самообразования. У педагога должна постоянно присутствовать потребность в знаниях. Это неотъемлемый компонент педагогического труда.

10. Этический Кодекс педагога социального

1. Общие положения.

1.1. Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении.

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности социального педагога. Кодекс служит ему ориентиром при планировании и организации работы:

- решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

- защиту законных прав людей, с которыми социальные педагоги вступают в профессиональное взаимодействие;

- сохранение доверия между социальным педагогом и клиентом;

- укрепление авторитета социально-педагогической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

2. Основными этическими принципами деятельности социального педагога являются:

- принцип конфиденциальности и информированности клиента;

- принцип компетентности;

- принцип ответственности;

- принцип этической и юридической правомочности;

- принцип квалифицированной пропаганды социальной педагогики;

- принцип благополучия клиента;

- принцип профессиональной кооперации.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе социальных педагогов в международном сообществе.

5. Ценности и мотивы в структуре профессиональной деятельности. Мотивация социально-педагогической деятельности. Мотивация профессиональной деятельности – это побудительная сила  трудовой деятельности  и  поведения на основе  глубокой личной заинтересованности и вовлеченности в ее осуществление. Типы мотивации профессиональной деятельности: * побуждения общественного характера (осознание необходимости приносить пользу обществу, желание оказывать помощь другим людям); * получение определенных материальных благ для себя и семьи (деньги); * удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации .В процессе трудовой деятельности личность получает удовлетворение от творчества, оправдывает смысл своего существования. ИМЕННО ЭТОТ ТИП МОТИВАЦИИ И ДОЛЖЕН ПРЕОБЛАДАТЬ У ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО! Ценности – это представления личности, общества, о главных и важных целях жизни и работы, а также об основных средствах достижения этих целей. Профессиональные ценности — это то, что является важным, ценным для работника, что побуждает его к труду. К ценностям относят все предметы и явления, которые обладают положительной значимостью в глазах общества, коллектива, личности. Ценности бывают: материальными, духовными, социальными, политическими и т.д. Они формируются на основе потребностей и интересов. Мотивация социально-педагогической деятельности. Одним из важнейших компонентов социально-педагогической деятельности является ее мотивация. В СП-деятельности выделяют внешние и внутренние мотивы: Внешние — престижности работы в определенном образовательном учреждении, мотивы адекватности оплаты труда. Внутренние — ориентация на процесс и результат своей деятельности. Мотивационная сфера социально-педагогической деятельности представлена рядом определённых направленностей. Выделяют семь основных направленностей, каждая из которых может доминировать в деятельности педагога социального в целом или стать основной в отдельной педагогической ситуации. Это: - эгоистическая (центрация на своих собственных интересах); — бюрократическая (на интересах администрации, руководителей); — корпоративная (на интересах коллег); — авторитетная (на интересах и запросах родителей учащихся); - познавательная (на требованиях средств обучения и воспитания); - альтруистическая (на интересах и потребностях учащихся); - гуманистическая (на проявлениях сущности каждого человека).

27.Основные критерии педагогического мастерства социального педагога.

Критерии педагогического мастерства:

Педагогические критерии успешности учителя:

Уровень социальной обученности учеников. Уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Состояние исследовательской работы, самообразование. Образование педагогов и повышение квалификации. Способность к самоанализу, рефлексии.

Психологические критерии успешности учителя:

Умение вызвать интерес, повысить мотивацию. Сознательная защита прав и интересов ученика. Взаимоотношения в системе «учитель-ученик», «учитель- соц.службы», «учитель — родитель». Учет индивидуальных особенностей ученика.

Личностные критерии успешности учителя: Эмоциональность. Эмпатичность. Выразительность речи. Творческое начало личности. Организаторские способности. Чувство юмора. Настойчивость. Дисциплинированность.

6. Аксиологические характеристики социально-педагогической деятельности. Педагогическая аксиология — отрасль научного познания, которая занимается изучением ценностей образования, их природой, функциями и взаимосвязями. Суть педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Аксиологические характеристики социально-педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл. Социально-педагогические ценности — это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога социльного, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей. Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования. Аксиологические хактеристики реализуются в социально-педагогической деятельности через ряд функций: - развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия; - формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам; - обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации; - овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья; - создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

7. Понятие и специфика индивидуального стиля деятельности педагога социального. Индивидуальный стиль деятельности представляет собой обусловленную природными особенностями человека устойчивую систему задач, способов и тактик деятельности, обеспечивающих эффективность его труда. ИСД обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъектов. Индивидуальный стиль деятельности педагога социального включает в себя следующие составляющие: а) индивидуально-психологических особенностей педагога социального; б) психологические особенностей самой деятельности; в) особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.). Индивидуальный стиль деятельности педагога социального проявляется: - в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость); - характере реакций на те или иные педагогические ситуации; - выборе методов обучения; - подборе средств воспитания, - стиле педагогического общения; - реагировании на действия, на поступки обучающихся; - манере поведения; - предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний; - применении средств психолого-педагогического воздействия на обучающихся.

8. Профессиональная готовность к осуществлению социально-педагогической деятельности. Профессиональная готовность к осуществлению соц.-пед. деятельности — интегральное образование личности, характеризующееся совокупностью профессиональных качеств и компетенций  для успешной реализации своего потенциала в профессиональной деятельности. Структура готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности состоит из 3 компоненов: 1.информационный – знания, в области социальной педагогики которыми специалист обладает; 2.операциональный – способы деятельности; 3.мотивационный – потребности, то есть то, насколько полно специалист хочет реализовать себя в социально-педагогической деятельности. Каждый из выделенных компонентов играет свою роль в их взаимодействии. Функцией мотивационного компонента является активизация проявления других компонентов (или их элементов). Функция информационного компонента состоит в обеспечении меры использования ресурсных возможностей других компонентов для достижения целевого результата (действие со знанием дела). Функция операционального компонента состоит в определении отношений между компонентами в процессе реализации ресурсного потенциала в пространстве и времени. Измерение профессиональной готовности возможно на основе оценивания уровня составляющих ее компонентов с последующей интеграцией полученных показателей. Высокий уровень профессиональной готовности к осуществлению СПД отмечается лишь в том случае, когда все 3 компонента достаточно сформированы.

9. Понятие профессиональной этики. Профессиональная этика педагога социального.

Профессиональная этика -  это нравственные нормы, которые регулируют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу и взаимоотношения людей в трудовой деятельности.

Содержание профессиональной этики:

- нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми, необходимый для выполнения своего профессионального долга;

- обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии.

Профессиональная этика педагога социального — социально и профессионально значимые качества личности социального педагога, стиль его поведения и общения, нравственные идеалы и личностные ориентации, необходимые для профессиональной деятельности. А именно:

1. Приоритет личности и семьи по отношению к обществу и государству

2. Конфиденциальность во взаимоотношениях с клиентом

3.Четкая дифференциация личностных оценок социальной ситуации от профессиональной диагностики

4. Социальная активность, стремление к позитивным изменениям социальной ситуации

5. Постоянное самообразование и умение передавать знания другим

6. Уважение к личности клиента независимо от его отличия от принятого в обществе эталона нормы

7. Развитие принципов самопомощи и взаимопомощи клиентов 

8. Готовность действовать от имени клиента

9. Стремление к социальной справедливости, защите прав чело века и общественному порядку.

11. Этические стандарты и принципы работы педагога социального.

Основные этические принципы деятельности социального педагога

Этические принципы призваны обеспечить:

1. Решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

2. Защиту законных прав людей, с которыми социальные педагоги вступают в профессиональное взаимодействие; 3. Сохранение доверия между социальным педагогом и клиентом; 4. Укрепление авторитета социально-педагогической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Стандарты этического поведения определяют нормы их профессиональной деятельности в соответствии с этическими ценностями, принципами и правилами социальной работы.

1. Этическое поведение по отношению к профессии социального педагога и социального работника

Социальный работник и социальный педагог:

а) соблюдают Кодекс этики, утверждают ценности и правила, принципы и стандарты этического поведения, отстаивают, совершенствуют и популяризируют их; б) повышают качество и эффективность социальных услуг, развивают профессионализм социальной работы; в) повышают статус социальной и социально-педагогической работы, защищают её от необоснованной критики и укрепляют у людей различных социальных групп веру в её необходимость; г) в доходчивой форме разъясняют окружающим назначение, цели и задачи профессиональной социально-педагогической работы

2. Этическое поведение по отношению к людям, которые пользуются социальными услугами

Социальный педагог:

а) соблюдают принципы социальной работы в части касающейся клиентов: принимают человека таким, как он есть; привлекают его к активной совместной работе; б) ценят и уважают личные устремления, индивидуальные особенности, инициативу и творческий подход клиента к совместному с ними решению его проблем; в) отдают приоритет поддержке основных интересов клиентов, но при этом уважают и учитывают интересы и других людей; г) отвергают любые формы дискриминации

3. Этическое поведение по отношению к коллегам

Социальный педагог:

а) с уважением относятся к коллегам вне зависимости от их специальности и специализации, уровня профессиональной подготовки и стажа практической работы;

б) уважают различные мнения и подходы коллег и других специалистов;

4. Этическое поведение по отношению к взаимодействующим организациям

Социальный педагог:

а) строят свои взаимоотношения с другими организациями на основе доброжелательности, ориентированности на интересы людей, обратившихся к ним за помощью; б) развивают командные, межинституциональные и межведомственные формы социально-педагогической работы, оберегают рабочую атмосферу в коллективах и командах, поддерживая приемлемые условия для деятельности каждого сотрудника.

12. Характеристика основных этических принципов работы педагога социального. Основными этическими принципами деятельности социального педагога являются: - принцип конфиденциальности и информированности клиента; - принцип компетентности; - принцип ответственности; - принцип этической и юридической правомочности; - принцип квалифицированной пропаганды социальной педагогики; - принцип благополучия клиента; - принцип профессиональной кооперации. Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе социальных педагогов в международном сообществе. Принципконфиденциальности и информированности клиента. Полученная информация не подлежит сознательному или случайному разглашению. При необходимости передачи ее третьим лицам, информация предоставляется в форме, исключающей ее использование против интересов клиента. Лица, участвующие в социально-педагогических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, проводимых социальным педагогом, должны быть осведомлены об объеме и характере работы. Социальный педагог обязан информировать участников о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать или не участвовать в предстоящей работе. К таким аспектам могут относиться физический дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др. Принцип компетентности. Социальный педагог обязан четко определить и учитывать в своей деятельности степень собственной ответственности за выбор процедур и методов работы с клиентом. Принцип ответственности. Социальный педагог несет ответственность за соблюдение «Этического кодекса» независимо от того, проводит он социально-педагогическую, коррекционную работу сам или она идет под его руководством. Проводя исследования, социальный педагог заботится, прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред. Принцип этической и юридической правомочности. Социальный педагог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению социально-педагогической деятельности. Принципквалифицированной пропаганды социальной педагогики. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих специального образования, социальному педагогу следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация необходима только в сообщениях для специалистов. Принцип благополучия клиента В своих профессиональных действиях социальный педагог ориентируется на благополучие клиента и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности социального педагога вступают в противоречие с этическими нормами, специалист разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди». Принцип профессиональной кооперации Работа социального педагога основывается на его обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы, независимо от собственных методологических и методических предпочтений.

13. Принцип ответственности и компетентности в социально-педагогической работе.

Принцип компетентности. Социальный педагог обязан четко определить и учитывать в своей деятельности степень собственной ответственности за выбор процедур и методов работы с клиентом.

Принцип ответственности. - Социальный педагог несет ответственность за соблюдение «Этического кодекса» независимо от того, проводит он социально-педагогическую, коррекционную работу сам или она идет под его руководством. - Проводя исследования, социальный педагог заботится, прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред. - Социальный педагог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания (определения). - В случаях, когда ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие. - Социальный педагог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и степени компетентности. - Социальный педагог может не информировать клиента об истинных целях диагностических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны. - При принятии решения об оказании социально-педагогической помощи несовершеннолетним, лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии, социальным сиротам, несовершеннолетним матерям, недееспособным лицам и т.п. социальный педагог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

16. Принцип личностно-ориентированного подхода в социально-педагогической деятельности.

Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. Принцип личностно- ориентированного подхода, основывается: - на гуманном отношении к личности; — уважении прав и свобод как учащегося, так и педагога; — оказании содействия в саморазвитии и социализации личности; — поощрении ее творческой самореализации. Личностно ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребёнка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. При использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств. Применение этого подхода предполагает перераспределение субъективных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками.

17.Этические нормы взаимоотношений педагога социального с различными категориями нуждающихся. В этическом кодексе выделены следующие основные позиции: – не поучать, не приказывать, не запрещать; вдохновлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, помогать ему жить, опираясь на собственные личностные возможности, уважая достоинство и уникальность своей личности, – уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявить деликатность, чувство такта; – быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь разговорить клиента, совместно определить пути решения проблемы; – уметь быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт; – быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, другими субъектами социальной работы; обеспечивать субъектную позицию самого клиента, не допускать унижения его достоинства формами оказываемой ему благотворительной помощи; – уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника в решении его проблем, строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; – всегда исходить из позиции гуманизма и милосердия; не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство; предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности унижения; – соблюдать высокие нравственные стандарты, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия; всегда действовать исключительно в интересах клиента; – уметь находить себе помощников в социальной работе, поддерживать участие общественности в развитии социальной защиты, социальной политики; – вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы; – полностью информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных; – не использовать профессиональные отношения в личных целях; – участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью; уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом; принимать плату за услуги только на законных основаниях; – основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях; стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации специалиста в области социальной работы; – защищать достоинство и чистоту профессии; уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, соблюдать деликатность и справедливость; предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег; – всемерно помогать людям, делая социальные службы доступными различным группам населения; – содействовать развитию благосостояния общества. В этических обязательствах социального педагога по отношению к клиентам на первое место выдвигаются их права и прерогативы, первостепенность интересов конкретного человека; конфиденциальность и сохранение его тайны.

18. Профессиональная этика в социально-педагогической работе с различными категориями детей и учащейся молодёжи нуждающимися в социально-педагогической помощи и поддержке. Дети-инвалиды . Цель социально-педагогической работы с данной категорией детей: ·обеспечение детям-инвалидам возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; · максимальное приспособление ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания; · помощь родителям детей-инвалидов. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей Сущность социально-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в выявлении таких детей, защите их прав, устройстве, контроле над условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации. Безнадзорные и беспризорные дети Социально – педагогическую работу с данной категорией детей можно разделить на два самостоятельных блока: профилактический и коррекционно-реабилитационный. Работа социального педагога с различными категориями семей. Малообеспеченные семьи. К основным направлениям работы социального педагога с малоимущими семьями можно отнести: ·Выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений, что позволит определить тип семьи, направления помощи, которую можно предложить, в том числе привлекая других специалистов и организаций; ·Оказание юридической помощи: отстаивание интересов малоимущих и членов их семей, помощь в предоставлении различных консультационных услуг, защита прав и т.п.; ·Направление в случае необходимости в службу психологической помощи; Семьи безработных граждан. Основные направления социально-педагогической работы с семьями безработных: ·Выявление семей безработных, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей; ·Выявление основных проблем, проектирование направлений помощи, которая может быть предложена в каждом конкретном случае; · Обеспечение психологической помощи нуждающимся безработным и членам их семей; · Организация досуга и отдыха детей; · Помощь в получении материальной помощи различного вида; · Информационные и организационно-посреднические услуги; · Социальный патронаж детей «группы риска» из семей безработных граждан, обследование данных семей на предмет присвоения статуса малообеспеченной семьи для получения социальной помощи и льгот; Многодетные семьи. К основным направлениям работы социального педагога с многодетными семьями относятся следующие: ·Работа по выявлению и учету многодетных семей, составление комплексной характеристики семьи; ·Определение с помощью различных источников основных проблем и потребностей семьи; ·Помощи в получении различных пособий, льгот, предоставление информации о пособиях и социальных льготах, действующих для многодетных семей; · Решение проблем женщины, в том числе эмоционально-психологических; · Консультирование, педагогическая помощь; · Контроль использования выделенных детям денег в случае необходимости;

19. Аспекты исследовательской деятельности педагога социального. Профессиональное мастерство социального педагога как исследователя. Педагог социальный, находящийся в постоянном поиске, гораздо быстрее достигает высших уровней педагогического мастерства и профессионализма. Творчество неотделимо от исследования. Творческая деятельность переходит в исследовательскую каждый раз, когда педагог социальный, сознательно применяет такие методы исследования, которые дают возможность получить объективные данные о результатах проводимой им творческой работы. Аспекты: * Парциальные компетенции- обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное решение исследовательских задач, результатом их освоения выступает исследовательская компетентность педагога. * Профессиональные задачи, которые призваны детализировать содержание деятельности специалиста в рамках исследовательской деятельности и отражают конкретные действия педагога, обеспечивающие еѐ выполнение. * Профессионально-значимые качества личности, обеспечивающие эффективность исследовательской деятельности (целеустремленность, потребность в профессиональном саморазвитии и самореализации, интеллектуальность, аналитический склад ума, адекватная самооценка, высокая работоспособность, самодисциплина и т.д.). * Опыт решения конкретных исследовательских задач как показатель уровня владения профессиональными и личностными компетенциями. Значимым для проектирования содержания и технологий профессиональной подготовки является характер этого опыта: ознакомительный, репродуктивный, продуктивный; а также конкретные социальные и производственные ситуации, в процессе решения которых этот опыт приобретался и технологии, методы исследования, с помощью которых решались профессиональные задачи. Объектом исследовательской деятельности выступает социально-педагогическая деятельность субъектов и институтов по достижению конкретных социально-педагогических целей. Задачи: - исследование отечественного опыта социально-педагогической деятельности, — анализ и оценка зарубежного опыта социально-педагогической деятельности субъектов, организаций и институтов, его адаптация к условиям регионов и страны в целом; — развитие социальной педагогики как научной дисциплины; — теоретическое обоснование образовательного комплекса для подготовки кадров социальной сферы; — социально-педагогическое проектирование и инновации.

28. Профессиональная компетентность педагога социального.

Профессиональной компетентность социального педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Профессиональная компетентность включает в себя знание:

- нормативно-правовой базы деятельности (законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, социально-правовых и социально-экономических основ деятельности социального педагога, системы учреждений, оказывающих помощь ребенку);

- теории и истории социальной педагогики;

- методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями детей в разных социумах;

- возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение;

- социологии, изучающей объединения и группировки людей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и др.);

- методов социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности.

20. Понятие педагогического мастерства педагога социального. Педагогическое мастерство — комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной социально-педагогической деятельности. Мастерство педагога социального зависит от владения разнообразными теоретическими, психолого-педагогическими, социально-психологическими, философскими знаниями и выступает в роли своеобразного звена между теорией и практикой, т.е. между системой знаний и деятельности, которая ведет к преобразованию существующей деятельности. Социально-педагогическое мастерство обеспечивается наличием: 1. Психолого-педагогическим компонентом, входящих в психологическую структуру социально-педагогической деятельности. 2. Соотнесённости психолого-педагогических компонентов с уровнями деятельности педагога-мастера. 3. Определённых уровней социально-педагогических способностей. Качества педагога социального, обладающего педагогическим мастерством: 1. умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью; 2. умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценки ситуации; 3. умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности; 4. умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по социальной педагогике или практической психологии, по теории личности и диагностические методы; 5. умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия; 6. умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз; 7. умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных; 8. умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей; 9. умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы; 10. умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами; 11. умение обеспечивать межведомственные связи; 12. умение интерпретировать и выявлять социальные нужды и докладывать о них в соответствующие органы (администрация, финансовые органы, общественные организации).

21. Научный этикет: этические аспекты, принципы и нормы в проведении социально-педагогического исследования.

Основными этическими принципами деятельности социального педагога является: Принцип конфиденциальности и информированности клиента — Лица, участвующие в социально-педагогических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, проводимых социальным педагогом. Должны быть осведомлены об объеме и характере работы. Социальный педагог обязан информировать участников о тех аспектах деятельности, которые повлияют на их решение участвовать или не участвовать в предстоящей работе. К таким аспектам могут относиться физический дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др. Принцип компетентности — Социальный педагог обязан четко определить и учитывать в своей деятельности степень собственной ответственности за выбор процедур и методов работы. Принцип ответственности — Социальный педагог может не информировать клиента об истинных целях диагностических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей не возможны. Принцип этической и юридической правомочности — Социальный педагог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению социально-педагогической деятельности. Нормы распространяются только на профессиональные отношения социального педагога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса. Принцип квалифицированной пропаганды социальной педагогики — В соответствии с действительным состоянием науки и практики на данный момент социальный педагог обязан профессионально и точно пропагандировать возможности и достижения социальной педагогики. Принцип благополучия клиента — социальный педагог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту. В ходе обследований социальный педагог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента. Социальный педагог в ходе профессиональной деятельности не должен допусками дискриминации клиентов по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и другим различиям. Принцип профессиональной кооперации — Работа социального педагога основывается на его обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы, независимо от собственных методологических и методических предпочтений. Если то или иное нарушение профессиональной этики социальным педагогом не может быть устранено неформальным путем, то эта проблема обсуждается на заседании методического объединения социальных педагогов.

22. Сущность, структура и содержание педагогического мастерства социального педагога. С позиций личностно-деятельностного подхода педагогическое мастерство определяется как «комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности». К данным свойствам относят: гуманистическая направленность деятельности педагога социального, профессиональные знания, педагогические способности и социально-педагогическую технику. Педагогическое мастерство предполагает самостоятельный анализ социально-педагогических явлений, разложение их на составные элементы и осмысление каждой части в связи с целым, нахождение в теории обучения и воспитания идей, адекватных логике рассматриваемого явления, обнаружение проблем и постановку социально-педагогических задач, нахождение оптимального способа их решения; педагогическое мастерство опирается на научную теорию. Содержание педагогического мастерства социального педагога: I. Специфические элементы первого вида содержания — профессионально-педагогические знания. Уровни и способы овладения и проявления этих знаний такие: а) восприятие, понимание, запоминание; б) использование знаний в знакомой ситуации; в) применение знаний в новой ситуации. II. Специфические элементы содержания охватывают опыт осуществления профессионально-педагогической деятельности. Уровни и способы овладения этим опытом и его проявления: а) эмпирическое осуществление профессиональной социально-педагогической деятельности; б) осуществление способов профессиональной социально-педагогической деятельности по образцу; в) применение способов профессиональной социально-педагогической деятельности в новой ситуации. III. Специфические элементы третьего вида содержанияопыт творческой социально-педагогической деятельности. Уровни и способы овладения ими: а) выработка умения выявлять и формулировать проблемы; б) частично-поисковая социально-педагогическая деятельность; в) поисковая (исследовательская) деятельность. IV. Специфические элементы представляют опыт проявления личностных качеств и профессиональной социально-педагогической направленности. Уровни, способы формирования и проявления этих элементов содержания: а) формирование внутренней модели поведения в соответствии с нормами коммунистической морали и социально-педагогической этики; б) профессиональное социально-педагогическое поведение на основе внутренней модели поведения; в) творческое отношение к социально-педагогической деятельности, сформированность социально-педагогического кредо. Структура: 1. высокая общая культура, 2. гуманистическая направленность, 3. профессиональные знания и умения, 4. творчество 5. педагогические способности. Московский педагог-исследователь И.П. Андриади предлагает другую структуру педагогического мастерства, беря за основу профессиональные нормы. К профессиональным нормам относит духовно-нравственную и интеллектуальную готовность, теоретическую и практическую готовность.

23. Педагогическое мастерство и педагогические способности социального педагога. Педагогическое мастерство — это искусство обучения и воспитания. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности. Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность. Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, профессиональная педагогическая направленность. Основой становления педагогического мастерства является профессиональное знание. Важная особенность профессионального педагогического знания — комплексность и интеграция. Еще один элемент педагогического мастерства - форма организации поведения преподавателя. Критериями мастерства педагога выступают: - целесообразность деятельности (направленность); — продуктивность (результат: уровень знаний, воспитанности обучающихся);- оптимальность (выбор средств); — творчество (содержание деятельности). Пед. способности: - коммуникативность, включающая расположенность к людям, доброжелательность, общительность; — перцептивные способности – проф. зоркость, эмпатия, пед. интуиция; — динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению; — эмоц. устойчивость – способность владеть собой; — оптимистич. прогнозирование; — креативность – способность к творчеству.

24.Содержание педагогической культуры педагога социального. Педагогическая культура существует в единстве своих составляющих: - уровень педагогических взглядов и информированности; — уровень педагогических мотивов, смыслов, принципов; — уровень владения педагогическими техниками; — уровень педагогического такта и интуиции; — уровень педагогического мастерства и особенностей опыта. Педагогическая культура социального педагога - совокупность нравственных, профессиональных позиций, подходов, содержания, форм и методов работы, личностно-профессиональных качеств, выработанных на основе опыта и индивидуальных особенностей личности. В реализации педагогической культуры социального педагога важны следующие компоненты: - онтологический компонент — это отношение педагога к своей профессии, к выбранному жизненному пути, профессиональное самоопределение и потребность профессионального самосовершенствования, принятие позиции помощника и защитника ребенка в процессе социализации; - аксиологический компонент — это совокупность социальных и нравственных ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс. Социально-педагогические системы, идеи, концепции, социально-педагогическая деятельность выступают педагогическими ценностями; - методический компонент — это способы социально-педагогической деятельности, овладение современными социально-педагогическими методиками и технологиями, соответствующим содержанием работы, профессиональной деятельностью на операциональном уровне, освоение игровых технологий, профессионально-педагогические умения (ставить педагогические задачи, программировать способ педагогического действия, выполнять их, изучать результаты решения педагогической задачи). В этом компоненте реализуется в большей степени профессиональная компетентность.

25. Педагогическая техника в социально-педагогическом взаимодействии: принципы использования и совершенствования. «Техника» — совокупность элементов, методов и средств, обеспечивающих эффективность любого труда, в том числе – педагогического. Педагогическая техника включает в себя: I гр.Умение педагога управлять своим поведением: — владение своим организмом (мимика, пантомимика); - управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия); — социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); - техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи). II гр. Умением воздействовать на личность и коллектив: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением. Педагогическая техника в деятельности социального педагога помогает цель превратить в результат, быстро и точно найти нужные слова, интонацию, взгляд, жест, сохранять спокойствие и способность к анализу в острых и неожиданных социальных ситуациях. Овладение педагогической техникой позволяет установить позитивное общение, взаимоотношения со своими клиентами. Принципы использования педагогической техники: 1.Принцип свободы выбора. 2.Принцип деятельности. 4. Принцип обратной связи. 5.Принцип эффективности. Принципы совершенствования педагогической техники  - целесообразность (по направленности), — продуктивность (по результату – уровню знаний, воспитанности школьников), — оптимальность (в выборе средств), — творческий подход (по содержанию деятельности).

26. Педагогическая технология и мастерство педагога социального.

На современном этапе педагогическая технология — последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, — высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый учитель — это личность В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

31. Профессиональная пригодность и профессиональная готовность педагога социального.

Профессиональная пригодность

Профессиональная готовность

1.Отражение вида профессиональной деятельности, соответствующего профессиональной направленности

1.Отношение позиции личности по отношению к будущей деятельности

2.Отражение наличного уровня взаимного соответствия требований профессии и индивидуальных особенностей человека

2.Отражение динамической системы когнитивных характеристик и особенностей личности, психофизиологических, психологических характеристик и индивидуально-психологических особенностей личности, выступающих как фактор успешности профессиональной деятельности

3.Отражение оценки степени удовлетворения личности своей профессиональной деятельностью и её результатами

3.Отражение уровня зрелости потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой и когнитивной сфер личности

4.Отражение оценки эффективности, результативности и безопасности профессиональной деятельности личности

5.Отражение возможности удовлетворения личностью потребности самоактуализации в профессиональной сфере

40.Творчество как компонент профессионально-педагогической культуры педагога социального. Успешное решение сложных социально-педагогических задач в профессиональной деятельности не возможно без творческого подхода. Социально-педагогическое творчество выступает как специфическое качество, основанное на закономерностях психологии и педагогики. Оно направлено на совершенствование и развитие методических систем, разработку новых условий и форм, идей и опыта, средств и способов обучения. Творчество педагога социального также предусматривает выработку оригинальных приемов воздействия на личностную сферу. В основе социально-педагогического мастерства руководителя лежит высокий уровень развития его нравственных качеств, диалектическое мировоззрение. Для развития творческих способностей педагога социального ему необходимо постоянно самосовершенствоваться, обогащая свои профессиональные и психолого-педагогических знаний. Не менее в проявлении творческого подхода в деятельности педагога социального – это навыки и умения профессионального обучения и воспитания подчиненных, чувство нового и ответственности за педагогические последствия принимаемых решений, педагогическое лидерство и др.

33. Профессиональное самовоспитание социального педагога.

Активизация профессионального самовоспитания — сложный, многогранный процесс, заключающийся в целенаправленном побуждении будущего специалиста к активной работе над собой, в выработке соответствующих мотивационных установок на личностно-профессиональноесамопреобразование, в создании необходимых условий для этого вида самодеятельности человека. Вместе с тем это предельно тонкое дело.

Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах СП личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания.

К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.

Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие. Профессиональному самопознанию будущего СП поможет курс психологии.Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности. Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.

Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы «правил жизни», которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно «да» или «нет» — искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).

Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др.

34. Мастерство социального педагога в системе социально-педагогической коммуникации.

Педагогическое мастерство зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений, уровня его профессионализма. Личность СП, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника.

Социальный педагог должен знать свои способности, чем он может достичь успеха и знать свои недостатки. Один педагог владеет даром красноречья, другой умеет разжечь энергию ребят, быть любознательным и увлеченным. Влияние педагога на ребенка зависит от его личных качеств. Интуиция жизненно необходима социальному педагогу, так как не всегда у него имеется запас времени для того, чтобы просчитать оптимальный вариант поведения воспитанника и его реакции на возникающие ситуации.

Социальный педагог должен владеть профессиональными знаниями: знать педагогику и психологию, физиологию развития ребенка и методику воспитательной работы. Эти знания помогут педагогу изучить ребенка, проанализировать его поведение, и провести необходимую коррекцию.

Существует еще понятие – педагогическая технология,которой также должен владеть социальный педагог. Это значит владеть приемами, умениями и навыками влияния на воспитанников.

Что приводит педагога к мастерству: Педагогическая техника, выработанные навыки. Это значит: умение понять воспитанника, а это знание психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения, умение выразить свое отношение к поступку, к делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мимикой); и в то же время владение навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения, уметь сдерживать себя.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качествпедагога, а также от его знаний и умений. Оно определяется объективными исубъективными факторами.

Объективные факторы – это система знаний, умений, навыков.

Профессиональные знания социального педагога: педагогика и психология,физиология развития ребенка, методики воспитательной работы. Эти знаниянеобходимы для изучения ребенка, анализа его поступков и поведения,особенностей его общения, совместимости его в группе других детей.

Субъективные факторы – это качества, характеризующиеиндивидуальность личности и уникальность ее мастерства.

38. Преодоление барьеров в социально-педагогическом взаимодействии с детьми, находящимися на государственном попечении. Становится наиболее актуальным активизация работы по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и развития личности детей приводит к росту социально- средовой дезадаптации детей и подростков, что и является следствием возникновения барьеров в сп взаимодействии (нежелание ребенка идти на контакт, агрессивность, недоверие, психические заболевания, особенности физического развития (например, слепота или глухота) и т. д.) Для преодоления барьеров с спвзаимодействии с детьми необходимо: 1.провести работу по таким направлениям, как: — диагностическое; — коррекционное; — профилактическое; — просветительское; — консультативное. (с привлечением других специалистов. Пр.:медики, психологи и т.д.) 2. использовать наиболее эффективные методы взаимодействия с ребенком: — беседа; — наблюдение; — посещения; — тренинги; — консультации; — диагностика; - поиск положительных ресурсов; — составление сетевой карты и др.

35. Коммуникативная культура социального педагога в структуре профессионального мастерства.

Коммуникативная культура СП является одним из важнейших компонентов профессиональной культуры. Необходимость ее развития обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учащимися, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.

Коммуникативная культура личности реализуется в коммуникативных знаниях, умениях и навыках.

Под коммуникативными знаниями подразумевается обобщенный опыт человечества в коммуникативной деятельности, т.е. отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях и отношениях. Ценность коммуникативных знаний была понята людьми давно. Под коммуникативными умениями понимается комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности к межличностному общению, позволяющий творчески использовать коммуникативные знания.

Мудрик, — характеризует коммуникативную культуру как условие и предпосылку эффективности профессиональной деятельности и как цель профессионального самосовершенствования.

Коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения.

Проведенный анализ развития коммуникативной культуры позволяет сделать следующие выводы, что СП с низким уровнем общительности, с отсутствием эмоциональной культуры и рефлексии, со слабо сформированными коммуникативными умениями, проявляющимися в невысокой культуре общения, не способен создать культурно-развивающий потенциал среды, воздействующий на личность обучающегося, его полноценное развитие.

Таким образом, коммуникативная культура СП — это качественная характеристика субъекта педагогической деятельности, включающее систему коммуникативных знаний, умений, навыков, определяющих определенную позицию личности в коммуникативной деятельности, и коммуникативная культура педагога является основой профессионального мастерства и определяет его успешность.

36. Основные требования к организации СП взаимодействия с детьми состоящими на учете в ИДН, ВШУ, находящимися в СОП.

Согласно критериям и показателям социально опасного положения несовершеннолетнего (приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите), несовершеннолетние, совершившие правонарушения и иные антиобщественные действия, относятся к категории находящихся в социально опасном положении. Безусловно, деятельность по реабилитации этих детей, предупреждению повторных правонарушений и преступлений, контролю над их поведением, вовлечением во внеурочную занятость и т.п. возлагается на плечи различных заинтересованных социальных институтов и для большей эффективности к ней привлекаются как работники учреждений образования, так и других структур.

Задачи СП в работе с СОП и ИДН:

1.Выявлять несовершеннолетних, требующих особого педагогического внимания.

2. Изучать психологические и социальные причины пропусков учебных занятий, совершения правонарушений и преступлений, участия в деструктивных группировках, табакокурения, алкогольной зависимости, наркомании, токсикомании среди несовершеннолетних.

3. Предупреждать противоправного поведения учащихся.

4. Пропагандировать безопасное поведение, здорового образа жизни.

5. Контролировать организацию досуговой деятельности школьников.

6. Проводить правовое просвещение несовершеннолетних, их родителей, педагогов.

7. Способствовать социальной реабилитации несовершеннолетних, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

8.организовать индивидуально профилактической работу с несовершеннолетними находящимися на профилактическом учете (учащиеся, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних – ИДН; учащиеся, признанные находящимися в социально опасном положении – СОП; учащиеся, нуждающиеся в государственной защите; учащиеся, находящиеся на внутришкольном учете (ВШУ).

ЗАДАЧИ в работе с ВШУ:

- организация и проведение первичной и вторичной профилактики социально-опасного положения и социального сиротства.

- координация индивидуального плана сопровождения (ИПС) на школьном уровне;

- создание условий для успешной реализации ИПС;

- обобщение и распространение положительного опыта работы данного направления;

- защита прав и интересов учащихся;

37. Особенности социально-педагогической коммуникации со специалистами заинтересованных ведомств. Успех работы педагога социальногов учреждениях образования в значительной степени зависит от установленных профессиональных и деловых контактов. Межведомственное взаимодействие поможет в конструктивном решении сложных задач. В пределах своей компетенции педагог социальный может обратиться в органы охраны детства, взаимодействовать с инспекцией и комиссией по делам несовершеннолетних, представлять законные интересы своих воспитанников в прокуратуре и суде. Кроме этого, педагог социальный взаимодействует с учреждениями здравоохранения, социальной защиты и культуры в рамках организации комплексной социально-психолого-педагогической и правовой помощи детям и их семьям, в том числе признанным нуждающимися в государственной защите. Важное место занимает взаимодействие педагога социального с общественными объединениями и организациями. Сотрудничество с такими партнерами можно успешно использовать при организации социального воспитания детей и подростков. В целях достижения системности, действенности и результативности социально-психолого-педагогического сопровождения процесса позитивной социализации несовершеннолетних педагог социальный работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции работы (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ).

39.Тактика и способы поведения социального педагога в ситуации социально-педагогического конфликта. Конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Учитывая данные тактики социальный педагог должен уметь их внедрять в свою работу с подростками по разрешению создавшегося конфликта. Выделяют следующие виды тактик воздействия на оппонента. Тактика давления- предъявление требований, указаний, приказов вплоть до ультиматума. Санкционирование-наложение запрета, установление блокад. Тактика коалиций. Цель — усиление своего ранга в конфликте. Выражается в образовании союзов, увеличении группы поддержки за счет руководителей, общественности, родителей (т.е. привлечение 3-их лиц). Тактика фиксации своей позиции — основана на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции. Это убеждение, просьбы, критика, выдвижение предложений и т.д. Тактика дружелюбия- включает корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, поощрение. Тактика сделок — предусматривает взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями. Тактики бывают жесткие, нейтральные и мягкие. В конфликтах применение тактик обычно идет от мягких к более жестким. Конечно, бывает и резкое, внезапное применение жестких приемов по отношению к участнику (например, внезапное нападение, начало войны и т.п.). Кроме того, выделяют рациональные (фиксация своей позиции, дружелюбие, санкционирование) и иррациональные (давление, психологическое насилие) тактики.

41. Творческая индивидуальность социального педагога. Творческая индивидуальность педагога — это особое качество, уровень развития личности в целом, поэтому дать ее однозначное определение невозможно: ее сущность в самобытности и цельности всей личности (внутренняя сторона), в оригинальности, ярком своеобразии и масштабности всех проявлений личности и деятельности учителя (внешняя сторона), выражающихся в автономности постановки жизненных и педагогических целей и задач, самостоятельности действий, в непрекращающемся поиске смысла жизни и деятельности и в готовности до конца отстаивать найденные, выстраданные идеалы и жизненные ценности. Творческая индивидуальность педагога проявляется в таких содержательных сторонах его личности, как направленность (ценности, мотивация, установки), личностные качества (индивидуальные проявления психических качеств и процессов), когнитивная сфера (содержание, уровни и операции мышления). Итак, творческую индивидуальность педагога можно рассматривать как со стороны «внутреннего» содержания, так и с «внешней» стороны. В первом случае это степень развития личности, отношение к педагогической деятельности как к призванию, потребность и способность в самореализации; образно-эмоциональный характер решений, изящество мысли, «свежесть» чувств, уверенность в себе, чувство меры и другие особенности. Во втором — оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение «транслировать» свою неповторимую личность, делать ее «просвечивающей» в каждом из компонентов образовательного процесса: в отборе его содержания, способах и приемах его презентации, в стиле общения с учащимися, в темпоритме урока, в каждой эмоциональной реакции на поведение учеников, в разрешенной себе степени свободы импровизации на уроке. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. В качестве факторов, тормозящих развитие творческой индивидуальности педагога, можно назвать отсутствие отношения к деятельности как к призванию; слабое осознание учителем своих индивидуальных особенностей; стремление к стандартному поведению как к единственно верному; силу привычки; неверие в свои силы; отсутствие умений, навыков и средств творческого самовыражения и др.

42. Инновационная направленность в социально — педагогической деятельности. Одним из направлений работы социального педагога является использование современных инновационных технологий в организации социально-педагогической деятельности. В настоящее время в образовании широко распространяется инновационная деятельность, педагоги активно внедряют новые проекты, на базе школ работают экспериментальные площадки, открываются школы-лаборатории. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Этапы инновационного процесса: 1. Этап рождения новой идеи 2. Этап изобретения, т. е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец. 3. Этап нововведения, на котором полученное новшество находит практическое применение и происходит его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества. Часто могут возникать трудности внедрения инновации в практику. Важнейшим и необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности является рефлексия как познание и анализ педагогом явлений собственного сознания и деятельности.

43. Инновационные подходы в деятельности лучших социальных педагогов РБ

Примером инновационной деятельности может быть СП проект: Пуховская Ирина Васильевна проект «Рядом, но чуть впереди» (социальный педагог ПТК торговли г. Бреста)при защите своего проекта рассказала, как она работает по таким направлениям деятельности как социально-педагогическая профилактика, выявление и предупреждение фактов асоциального поведения учащихся, организация превентивно-профилактической работы и пропаганда здорового образа жизни. Социально-педагогическая и психологическая служба колледжа участвовала в проекте «Рядом, но чуть впереди», осуществленного при поддержке Представительства Детского Фонда ООН (Юнисеф) в Республике Беларусь. Особый интерес проекта состоит в том, что он помогает сформировать ответственное отношение к будущей семье, своему здоровью и здоровью будущих детей, а также социальную активность молодежи. Для передачи знаний применяются методики: «равный обучает равного», «от сверстника к сверстнику», «от подружки к подружке». В результате осуществления проекта были сформированы волонтерские группы, способные работать в молодежной среде. Эти группы способствуют мотивации здравотворчества, что является побудительной силой к самостоятельной здравосозидательной деятельности. Сергей Алина Александровна с проектом «Будущее начинай сегодня!» (социально-педагогическая поддержка детей-сирот) (ПТУ № 64 г. Гродно),изложила свою систему работы с учащимися-сиротами по их социализации. Проект интересен тем, что он результативен, рассчитан на весь период обучения сирот в профессионально-техническом училище. В жизнь учащиеся выходят подготовленными к решению проблем, которые могут возникнуть в будущем. Климович Наталья Вячеславовна во время представления проекта «Правовое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в профессионально-технических учреждениях образования, как одно из основных условий их социализации» (социальный педагог Минского профессионально-технического колледжа сферы обслуживания),рассказала об организации работы с учащимися-сиротами. Эта работа направлена на правовое воспитание бывших воспитанников интернатных учреждений, которое помогает им социально адаптироваться в обществе. Романович Светлана Георгиевна с проектом «Реализация в деятельности педагога социального активных форм работы, направленных на успешную социализацию личности учащихся» (социальный педагог Минского профессионально-технического колледжа электроники). В своей работе социальный педагог использует авторское телевидение: все программы создаются совместно с учащимися под руководством социального педагога. Интересен материал «Родительская ответственность». К работе привлекаются многодетные родители-выпускники колледжа. При помощи дидактического театра ведется работа по профилактике употребления психоактивных веществ. Светлана Георгиевна _человек творческий. Имеет и психологическое образование, а поэтому использует тренинговые формы работы.

44.Критерии эффективности профессиональной деятельности педагога социального.

Совершенствование профессионализма – процесс постоянный. Он длится в течение всей трудовой деятельности человека. Процесс профессионального становления человека индивидуально своеобразен и определяется неповторимостью тех условий, в которых он протекает. Например, в творческом педагогическом коллективе при воодушевляющем управлении и хорошей методической поддержке этот процесс ускоряется. Определённую роль играет субъективный фактор: личностные качества социального педагога, его профессиональные установки, мотивы, интересы и планы, педагогическая культура, социально-педагогические способности, уровень профессиональной компетентности и профессиональной пригодности, наконец, обстоятельства личной жизни.

В основном выделяются два общепринятых подхода к определению понятия «эффективность работы». Первый – это соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов. 2- подходу эффективность работы определяется как фактически достигнутые и необходимые результаты. Социальный педагог может осуществлять рефлексию собственной деятельности, исходя из самых разных критериев: её эффективности; соотношения желаемого и достигнутого; идеального и реального; соотношения затрат труда и результатов и др. Представим критерии эффективности профессиональной деятельности социального педагога (Р.В. Овчарова.)

№ п/п

Критерии

эффективности

Диагностические признаки

эффективности

Способы оценки

1

Эффективность работы

1.1. Соответствие цели достигнутому результату.

1.2. Активность организованной системы действия.

1.3. Глубина изменений в системе объекта воздействия (успешное решение проблем клиентов).

1.4. Адекватность затрат и результатов.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: