Блок 1.История и теория социологии


Ответы к Госам 2014.

Блок 1.

1. Социология в системе наук об обществе.

Соц-я вкл-а в обществ.систему науч. знания и занимает в ней строго опред. место. Совок-ть наук изучающие один и тот же объект (общество) объединены между собой логич. связями, общ.понятиями и методами, а потому представляют некоторую систему. В содружестве с другими родственными ей дисциплинами – психологией, соц. психологией, экономикой, антропологией, полит.науками, она образует систему научного знания социальное. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и результатами теоретического подхода. С другой стороны у социологии очень много общего с философией, историей, культурологией, которые относятся к гуманитарным дисциплинам. Суть: оперируют не строгими методами, оценочными суждениями и качественными методами в отличии от соц. наук – формализация модели, математический аппарат и опирается на количественные или квалифицированное знание.

Соц-ю следует причислять к наукам с двойным статусом: она пересекается и лежит на стыке социальными и гуманитарными дисциплинами. Двойной статус отражается в понятии сущности и предмета соц.

Социология как гуманитарная наука – наука изучающая социокультурную сущность человека.

Социологиякак соц. наука – наука о поведении людей как представителей больших групп, объективных закономерностей, функционирует соц. структура общества и т.д. Соц-ия возникла позже многих наук, вбирает в себя их понятия и конкретные результаты. Выясняя взаимоотношениясоц-ии с другими науками о человеке и обществе, нужно учитывать отличие объекта науки — что она изучает и ее предмет, как она это делает, под каким углом зрения анализирует явления. Специфика социологического угла зрения, который отличает соц-ию от других общественных наук есть то, что социолог соотносит исследуя общественные явления с состоянием общества вообще, рассматривает место конкретного явления в системе общественных отношений и человеческих взаимодействий. Эта особенность соц-ии есть относительно постоянной ее характеристикой, выражает явно или неявно, в той или иной способ.

(Конспект Победа)Социология изучает становление, функционирование и развитие соц.общностей, соц институтов и соц организаций как основных элементов общества, которые взаимодействуют между собой в прямой и обратной связи.

Отличия социологии от других наук!!!!

Общество, явления и процессы, происход. в нем рассматр. с точки зрения целостности. Это всегда целостности, созданы взаимод. людей, групп общностей и сообществ, которые являются формами организации общественной жизни.

Соц., отличии от др.наук , изучает явления, процессы и факты на макро- и микро- уровнях (Например, психология-микроуровень)



Соц.,в отличии от психолог. и философ., изучает соц отношения которые есть результатом взаимодействия, ориентированного на другого. Она изучает соцотношения,которыеявл. разновидностями общ.отнош. и предстают как соц-экономические,соц-политические, соц-культурные отношения.

Социология изучает соц реальность в ее динамике (в пространстве и времени).Изучает как структурные характеристики общества( группы,институты,общности, организации,потребности,ценности), так и их динамическое изменение.

P.S. Здесь же могут спросить про соц.факт. Потому как социальную реальность нужно изучать и объяснять соц фактами (ввел Дюркгейм)- всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющее в тоже время свое собственное существование.

2.Социологические взглядыСпенсера

(Конспект)

Спенсер (радикальный либералист) – основоп-к органич-го эволюционистского направления. Осн. понятия: эволюция, организм, интеграция, дифференциация, адаптация. Чел-е об-во в чем-то подобно живому организму и в процессе его развития можно сопоставить с эволюц-ыми процессами живой природы. Эта идея явилась основой, на кот-й начинает формир-ся соц. эволюционизм.

2 подхода к изучению об-ва:

1.соц. механизм: об-во — это агрегат, состоящий из элементов, кот.можно и нужно изучать независимо друг от друга.

2.соц. организм: об-во — это живой организм, состоящий из разнородных элементов, облад. относит-ной автономией, но действ.согласно единым принципам.

Эволюция- переход от гомогенности к гетерог-ти, от однород-ти к разнород-ти, т.е. усложнение. Переход от неопред-ти к опред-ти- утверждение и закрепл-е опред. ф-ций и обязан-й за разл. обществ. стр-рами и сис-ми. Рост внутр. диффер-ции, обособ-е различиемобщест-х сис-м и институтов др. от друга. Усиление интегр-ции отдел. частей целого: невозм-ть различить обществ. структур сущ-ть независимо др от др. Факторы соц. эволюции:

1.первичные: внутренние (психолог.ифизич. особ-ти ч-ка); внешние (природная среда и плотность народа)

2.вторичные внутренние (ур-нь социализации ч-ка) внешние (соц. среда)

3.Важнейший фактор развития — конкуренция, кот. производит отбор наиб-ее способных социально, эконом., физиолог.

4)физиолог-ая передача культ.факторов

5)внешняя конкуренция — борьба за сущ-ние м/у об-вами ведет к возник-ю более сложных общностей.

Соверш-е соц. организма-соц. прогресс. Мех-зм с. прогресса-естест. процесс роста соц. организма и дифферен-я его частей и фун-й. Об-во сущ-т для блага своих членов, а не члены для блага об-ва. Цель прогресса- переход от об-ва, в кот. лич-ть подчинена соц. целому к такому состоянию, при кот. соц. организм служат составляющим его инд-дом. Механизм Соц. эволюции- конкур-я б-ба м/у индивидом и группой, отбор наиб адаптивных, передача адапт. факторов по насл-ву. Об-во проходит фазы эволюции:

1.военное об-во- разделение труда и сотруд-во м/у людьми основано на принуждении.

2.Промышл-е об-во: разделение труда и сотруд-во основано на добров-м согласии и лич-ой свободе.

(Для лучшего понимания-инет) Социология Спенсера

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма, родоначальник эволюционизма

Чертами науки Спенсера являются идеи прогресса, эволюционизма; и дальнейшее развитие позитивизма Конта. Основания социологии Спенсера:

- Эволюционизм. В своем труде «Основания биологии» Спенсер развивает идеи дарвинизма в социологическом смысле. По его мнению, в обществе выживает сильнейший, существование соперничества и борьбы — естественно.

- Организмическая теория. Общество подобно некоему биологическому организму в своем устройстве и функционировании.

- Эволюция по Спенсеру — это сплошной рост науки от простой недифференцированной однородности до комплекса дифференцированной неоднородности.

Именно Спенсер ввел понятия дифференциации и интеграции.

- Дифференциация — это появление из некой однородности разнообразия ; расчленение на формы и ступени; возникновение в организме в процессе развития морфологических и функциональных различий.

- Интеграция — это возникновение целостности, единства в системе, основанных на взаимодополняемости и взаимозависимости отдельных элементов.

Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:

· эволюционной теории,

· органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),

· учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.

По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:

1.рост, увеличение в объеме,

2.усложнение структуры,

3.дифференциация функций,

4.рост взаимодействия структуры и функций,

возможность временного существования частей при расстройстве

Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:

· интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

· дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:

1.Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.

2.Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.

3.Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.

4.Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.

3. Уровни изучения социальной реальности.

Социальная реальность — это вся совокупность условий общественной жизни, которые выступают перед членами общества как надындивидуальные, объективно данные обстоятельства их существования. Сами люди, их объединения, отношения, действия — это главная составляющая социальной реальности, созидающая ее сила.

Социальная реальность складывается из множества явлений, которые Дюркгейм называет социальными фактами.

Социальные факты — особый тип явлений, которые имеют место только в обществе, только в совместной жизни людей. Они, с одной стороны, отличаются от явлений природы: социальные факты всегда содержат в себе какую-то исходящую от человека духовную составляющую, которой нет в физических, химических, биологических фактах. А с другой стороны, социальные явления с их вне индивидуальной, объективной данностью отличаются и от фактов сознания, от субъективных «состояний души» индивида. Особенностями, отличающими социальный факт от психического, являются:

- его внешнее существование по отношению к индивидуальным сознаниям;

- принудительное воздействие, которое он оказывает на индивидуальные сознания.

Конечно, есть разница между принудительным воздействием на человека, которое оказывается с помощью топора, пистолета, денег или слова. Однако в любом случае, говорит Дюркгейм, социальные факты узнаются по той внешней принудительной власти, которую они имеют над индивидами, а присутствие этой власти узнается, в свою очередь, по санкциям, которые грозят индивиду, или по сопротивлению, оказываемому при попытке индивида не подчиниться принуждению. «Мы чувствуем их сопротивление, когда стараемся освободиться от них. А мы не можем не считать реальным то, что нам сопротивляется. Все, следовательно, способствует тому, чтобы заставить нас видеть в них истинную социальную реальность».

Согласно Дюркгейму, социальные факты нужно рассматривать как вещи. 

(по книге Осипова)

Микро- и макроуровни социальной реальности. Модель соц. реал-ти может быть представлена в виде двух континуумов: макро- и микроконтинуума и континуума объективно-субъективного. Содержание и хар-р взаимодействий этих континуумов сост-етдинамич. качество социальной реальности. Последовательный ряд от микро- к макроуровню

социальной реальности предполагает наличие следующих звеньев: индивидуальности, или действующие личности, их взаимодействие; социальные группы, социальные институты и

организации; типы обществ; типы цивилизаций.

Главная задача социологии при исследовании различных звеньев социальной реальности и их взаимодействия друг с другом состоит в том, чтобы выявлять и научно обосновывать механизмы перехода от индивидуального к социальному, от социального менее общего порядка к социальному более общего порядка и viceversa; определять степень соответствия или несоответствия,сбалансированности или дисбалансированности в поведении различных микро- и макросистем, выяснять мотивы и стимулы поведения этих систем, их эффективность. Социол. подход в целях получения научных результатов всегда сопровождается исследованием внутреннего механизма социальной эволюции. Внутренний механизм, вызывающий наблюдаемые статистические результаты изменений социальных систем, расположенных на микро- и макроконтинууме социальной реальности, не является причинным по существу, хотя он является вполне детерминированным.

Объективный и субъективный уровни социальной реальности.

Объективный уровень объективно-субъективного континуума означает, что то или иное социальное явление существует или, говоря словами Дюркгейма, является «вещью». Этот уровень составляют действующие личности, социальные действия и взаимодействия, структуры управления, законы, социальные и экономические институты; различные государственные органы. Субъективный уровень составляют явления, которые не имеют «вещного» существования: умственные процессы, социальные установки, нормы, ценности и ценностные ориентации и пр.

Однако некоторые социальные явления невозможно отнести только к объективным или только к субъективным. В сфере социальной реальности они выступают одновременно и как объективные, и как субъективные. Так, семья, с одной стороны, — это объективное явление, а с другой стороны, она основывается на определенной совокупности норм, ценностных ориентации, социальных установок и др. Поэтому в социологии многие явления рассматриваются как объективно-субъек-тивные (объективно-субъективный континуум), а не как две взаимоисключающие друг друга полярные противоположности. Объектами социологических исследований выступают смешанные объективно-субъективные явления, которые могут быть более или менее объективными или субъективными. Основная методологическая задача социологии при исследовании данных уровней социальной реальности заключается, во-первых, в выявлении реальных «вещных» оснований субъективного и, во-вторых, в объективизации субъективного. Это означает выявление и изучение повторяющихся норм социального поведения схожих индивидов (возраст, пол, профессия и т. д.), осуществляющих свою деятельность в аналогичных условиях места и времени.

Общество как социальная система

Общество неоднородно и имеет своё внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а следовательно, и иную качественную определённость. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество — это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их суммы. Общество как социальная система — это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

Итак, мы выделим некоторые наиболее существенные для социологического анализа системные признаки общества:

- целостность (это внутреннее качество совпадает с общественным производством);

- устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий);

-динамизм (смена поколений, изменение общественного субстрата, преемственность, замедление, ускорение);

-открытость (социальная система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой, он же возможен лишь при условии равновесия с окружением и получением достаточного количества вещества и энергии из внешней среды);

-саморазвитие (его источник находится внутри общества, это производство, распределение, потребление, базирующиеся на интересах и стимулах социальных общностей);

-пространственно-временные формы и способы социального бытия (массы людей пространственно соединены совместной деятельностью, целями, потребностями, нормами жизни; но бег времени неумолим, поколения меняются, и каждое новое застаёт уже сложившиеся формы жизни, воспроизводит и меняет их).

Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.

В самой социологии структура общества рассматривается в различных ракурсах. Так, в том случае, когда выявляется детерминистская (причинно-следственная связь) социальных явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается (например, в марксистской социологии) как целостная система, включающая четыре основные сферы — экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая система. При этом каждая предыдущая из этих систем оказывает определяющее влияние на последующие, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на предыдущие.

Первоосновой общества-явл. соц. Действие,вызываемое потребностями людей.

Человеческое действие,как показал Вебер, только тогда социальное, когда оно осознанно(рационально) и находится в взаимосвязи с действиями других людей.

5. Сущность и разнообразие определения социального.

Полностью конспект Победы!!!!

«Социальное» — это не только результат взаимоотношений индивидов, соц. групп, но это и механизм который соединяет потребности каждого человека с потр. Общества как целостности организма.(Мандевиль)

«Социальное»- проблема гармонизации прогрессирующего индивидуализма.(Спенсер)

«Социальное»- общественное. Результат органического развития моральных чувств, который скрепляет вместе семью, народ, нацию, все человечество… Автоматически действующий механизм, который состоит из взаимосвязанных частей, элементов, атомов. (Конт)

«Социальное» — целостность, которая возникает как результат взаимоотношений индивидов, обусловленных их сознательной волей. (Теннис)

«Социальное» — чувство общественного интереса и взаимной общественной полезности…Единство индивидуального и общественного.(Юм)

«Социальное» — отношение между людьми, которые складываются на основе ценностей и норм данного общества, кот. Принимаются или не принимаются в обществе. ( Сорокин)

«Социальное» — механизмы, соединяющие потребности каждого человека с потребностью общества; отношения между людьми, кот.складываются на основе ценностей и норм общества и целостность, возникающая в результате этих отношений.

Важно помнить!!! Общественное шире по объему социального, оно включает в себя социальное.

Соци-я имеет свой ракурс. Ёё интересует соотношения природного (биологического) и социального применительно к взаимодействиям человека с себе подобными. Этот подход прямо противоположен биологическому. Его выразителем является Э.Дюркгейм. Он объяснил, что анализ причин развития обществ.жизни должен базироваться на соц. фактах. Дюркгейм открыл социальное.

Он сказал, что социальное — это реальность особого рода, которое не сводится ни к биологическому, ни к психической реальности.

Природа социального:

Самосохранение;

Личный интерес;

Целостность общества.

Сознание в его человеческом проявлении побуждает к действиям или к воздержанию от них. Оно является показателем соц. формы регуляции.

У Вебера главным конструктом явл. ожидание на другого. Более того, есть ожидание ожидания – это выражение предсказуемости двух лиц, вступающих во взаимодействие. Сопряженность взаимосвязанных ожиданий и выражение их как своеобразие обязательств обеспечивает предсказуемость партнеров по социуму и целостность самого социума. Это условия для существования и развития социума. Чтобы урегулировать взаимные обязательства, существуют ценности, правила законы. Это особая форма регуляции в обществе и выражение социального. Это структурные элементы социального, они создаются институтами.

Характеристикой социального является соотношение уровней взаимодействия: индивидуальное – групповое – корпоративное – коллективное.

Сущностное выражение социального:

По содержанию:

Отражение организации и жизнедеятельности конкретного общества или сообщества как субъекта исторического процесса.

Качественная характеристика бытия общества ( изучаем возможности).

По функциям:

Рефлективная отработка критериев оценки качества жизни с т. зр. соответствия того или иного общества достигнутому мировому уровню.

Адаптивная функция – способность понимания, в какой мере те или иные явления, процессы и общности соответствуют развитию общества в его ценностном виде.

Регулятивная функция – оценка

- состояния различных видов соц. отношений (диагностика пробл. ситуации);

- разработка способов регуляции актуальных проблем( ВИЧ,СПИД, туберкулез, наркомания);

- прогнозы развития.

6.Структура социологич. знания. Функц. Социологии

Полностью конспект Победы!!!!

Структура социологического знания:

1.Теоретическая соц. (ТС)-это максимально приближенное повседневным образцам социальной жизни рационализированное знание. Она позволяет отдельному человеку объяснить для самого себя события соц.жизни научно (дистанцируясь и от идеологических схем, и от обычных обыденных представлений).

ТС – это постоянно обновляющийся запас знания: одни теории отпадают, другие появляются.ТС – это становление определенных стандартов в социологии ( формирование понятий как универсальных категорий, исследований тенденций развития, обнаружение сложной многомерной зависимости между явлениями).

ТС – это не только научный результат, оформленный в виде понятий и категорий, но и результат, связанный с оценкой соц. изменений и характером соц.отношений.К большим теориям относятся:

- теории общности и общества,

-теории соц.взаимодействия и соц.действия,

-теории соц.институтов и организаций,

-теории соц.отношений,

-теории ценностей, потребностей, интересов.

2.Спец. и отраслевые теории(СОТ) – являются посредниками между большими теориями и эмпирическим уровнем, т.е. конкретными исследованиями разных явлений. Сюда относим: теория стратификации, социология религии, теория конфликта и т.д.

3.Эмпирический уровень предполагает составление программы эмпирического исследования, в которое входят предмет и объект исследования, методы, которые выбираем, что бы реализовать задачи. Сюда относим: анкетный опрос, интервью, метод неоконченных предложений, контент-анализ и т.д. ( Здесь могут спросить про предмет и объект. Предмет-что мы изучаем(явление и его свойства), объект- те, на кого направленный процесс исследования) Объект социологии- то ,на что направлен процесс исследования, это фрагмент реальности. Он не зависит от исследования. Такой же обьект и у философии,истории ,психологии, антропологии и др.,но у каждой под своим углом зрения. Предмет науки- определенный аспект, взятой данной наукой в качестве главной. В социологии- общество как совокупность соцобщностей,слоев,групп,индивидов, взаимодействующих между собой.

Функции социологии в обществе. Их всего 13:

-идеологическая-формирование представлений о состоянии общества.

-практическая,

-информационная,

-теоретико-познавательная,

-теоретико-методологическая,

-социальная экспертиза,

-прогностическая, построение социальных прогнозов

-организационно-техническая,

-социокультурная,

-социального проектирования,разработка моделей организации социальных общностей и моделей социального управления;

-управленческая, разработка методов управленческой деятельности

-инструментальная,

-социоинженернаяИх можно свести к 4 основным:

Теоретико-методологическая, которая включает 1,3,5,9

Управленческая, которая включает 2, 8, 13 ( После диагностики проблем проводится комплекс управленч.действий)

Прогностическая

Инструментальная(внутри социологии)

7. Понятие социального взаимодействия в классических социологических теориях

Г.Зиммель — 1ый европейский социолог, который обратил внимание на изучение СВ. Само взаимодействие он назвал «социабельность», и из этого начал выделять что есть взаимод-е:

1. Пространственный контакт.

Всякие отношения должны начинаться с каких-либо соприкосновений в пространстве., с взаимного наблюдения и установления факта обладания одним индивидом каких-либо особенностей, кот.могут заинтересовать другого.

2.Психологический контакт

Взаимная заинтересованность другого человека чем-либо в том, кого он наблюдает. Заинтересованность рождается на основе уже существующих потребностей. Такими чертами могут быть: внешний вид, знания, обладание к.-л. предметами.

3.Социальный контакт.

А и В могут взаимодействовать друг с другом, чтобы достичь обмена ценностями.

4.Взаимодействие.

Взаимодействие развивается на основе соц контактов. СК- это определенная система, в которую входят два или более лица, какая-либо ценность, которая становится основой контакта по поводу которой образуется взаимодействе.

Взаимодействие – это систематич. осуществление действий, имеющих целью вызвать реакцию со стороны партнера, в свою очередь – это воздействие на самого воздействующего. Без Взаимодействия нет общественной жизни.

Взаимодействие осуществляется между людьми, вовлеченными в сложные экономические, политические, культурные отношения. Вз-ие возникает из субъективных намерений партнеров.

8. Теория «социального действия» М. Вебера.

Соц действие – это способ решения противоречий. Социальными будем называть только такие действия, которые имеют целью вызвать изменения поведений, установок, стремлений индивидов или общностей. Типология соц действия по Веберу:

1.Целерац. тип – действие характеризуется ясностью и однозначное осознание действия субъектом своей цели, которую он соотносит с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими ее достижение.

2.Ценностно-рацион. тип – это действие, цель которого воспринимается действующим субъектом как безусловная ценность, на которую ориентировалось действие.всегда подчинено «заповедям», «предписаниям» или «требованиям».

3. Традиционный тип – человек руководствуется принципом «все так делают».чисто реактивного поведения или действия по привычке.

4. Аффективный тип – человек может совершать действие и выбирать средства под напором чувств: любовь, ненависть, ужас.находится на грани или за порогом «осмысленности».

Эти типы действия по Веберу – идеальные типы, но на самом деле может быть смесь. Действием он называет такое проявление человеческой активности, которое сопровождается определенным субъективным смыслом или имеет целерациональную подоплеку. Иначе говоря, действием считается лишь такое поведение человека, которое носит осмысленный характер. Этим и отличается действие от различного рода аффектов и реактивных поступков. Два последних вида действия не являются, по Веберу, социальными действиями в строгом смысле слова, поскольку здесь мы не имеем дело с осознанным и положенным в основу действия смыслом. Рационализация социального действия — это тенденция самого исторического процесса.

9. Категории «ценности», «ценностные ориентации».

ЦЕННОСТИ. Каждый индивид, вступая в самостоятельную жизнь, формирует свою систему ценностей. На протяжении жизненного цикла происходит переоценка тех или иных ценностей. Это характерно не только для отдельного человека, но и для социальных групп (осознание рабочей солидарности, забастовка шахтеров, авиадиспетчеров и т.д.), а также для всего общества в целом. Существуют общечеловеческие ценности, которые обеспечивают целостность общества, корректируют возможность его выживания на переходных этапах развития страны

Ценности — это материальные предметы, идеи, или институты, в отношении которых индивиды или группы занимают позицию оценки.приписывают им значимую роль в жизни, стремятся обладать ими или ощущают как необходимость. Ценности представляют собой общественное отношение. Они требуют обоснования и в то же время сами обосновывают нормы, традиции, ожидания и стандарты поведения. «Ценности» ввел в социологию Макс Вебер. Развивали его потомки. Рокич выдвинул классификацию общественных ценностей:

Базисные-(терминальные)- ценности-цели,которые надо достичь

Инструментальные- средства достижения цели.

Еще возможны ситуативные ценности, материальные, духовные, социальные, культурные, политические. Основополагающие человеческие ценности- здоровье, материнство, богатство, власть,статус…

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ(Ц.О.). Если ценности являются системой координат, уточняют общий смысл и направленность деятельности в ее целостном виде, то Ц. О. выступают как характеристика стремлений и средств достижения глобальных целей. Они отражают ситуативный характер действия и являются регулятором поведения, но в связи с общей осью системы ценностей.

Понятие Ц. О. личности было введено в социологию американскими социологами У.Томасом и Ф.Знанецким в их совместной работе «Польский крестьянин в Европе и Америке». Они рассматривали это понятие как социальную установку, т.е. готовность к действию.

Ц. О. действуют как на уровне сознания, так и подсознания, соединяя в себе волю и интеллект. Неразвитость Ц. О. — это отсутствие устремленности к чему-либо, отсутствие целенаправленности в действиях, признак равнодушия, инфантилизма.

Социология, изучая Ц. О., делает выводы о том, как изменяются или могут измениться смыслы деятельности. Так, предпочтения и ориентации на труд, семью, карьеру, на заботу о здоровье и т.д. покажут смыслы значимости видов деятельности на разных этапах в течение жизни одного поколения. В еще недавнем прошлом преобладание ценностей труда в советском обществе затмевало ценностные ориентации на досуг и семью, тогда как в ряде европейских стран, и особенно в американском обществе, ценностные ориентации на семью были приоритетными и не меняются на шкале ценностей уже более двухсот лет.

Ц. О. и их распространенность должны согласовываться с анализом мотивационных структур. Система ценностей в определенной мере влияет на выбор средств удовлетворения потребностей и интересов.

10.Категория «отношения» в социологической теории и практике. Отношения – философская категория, характеризующая оценочный оттенок, взаимодействие и

зависимость элементов в определенной системе.

Отнош. могут выступать в роли свойств, признаков вещей, явлений и процессов. Отношения вещей и явлений друг к другу бесконечно многообразно: пространственные и временные; причинно-следственные; отношения части и целого; отношения формы и содержания. Особый тип отношений – общественные (шире) и социальные (часть общественных). Соц. отнош. связаны с неравными отношениями в обществе. Соц. отнош., по Веберу,- поведение нескольких людей, соотнесённые по своему смыслу друг с другом и ориентирующихся на других.

Признаки с.о. – степень отношения одного к другому.: борьба, вражда, любовь, рыночный обмен, сословная, национальная или классовая общность, взаимное соглашения и ожидание целерационального поведения.

По конспекту Победы!!!

Общественные отношения- исторически развивающаяся совокупность форм организации совместной жизни людей, основывающиеся на их взаимодействии и придающая жизни соц. целостность.

Каждый человек-носитель общественных отношений, а сами эти отношения- необходимая форма реализации своей и чужой жизни.

Характеристики общ.отнош:

-единство с деятельностью

-предметная опосредовательность

-обусловленность взаимоотношений с другими отношениями

-субъективность

Классификация СО:

Материальные-воспроизводение своей и чужой жизни. Брак,семья,деторождение.

Духовные- 6 видов: общ. познание ,политич,правовое,нравственное,эстетическое, худож.-этическое.

Сложность изучения СО в том,что они очень подвижны(не статичны), взаимодействуют с другими отношениями, интегрируют их мерой социального, сплавляются с другими отношениями и проявляются через них (соц-экономические отношения, соц-политич…)

Для того,что бы уловить соц отношение надо понять по поводу чего они складываются и как проявляются.

Социальные отношения в отличие от общественных-отражают положение человека в обществе. На практике общественные отношения-явные,а социальные-не вимдимые.

11. Категории «потребность» и «интерес» в социологии.

Потребность – нужда в чём-либо, безчего невозможно существовать.Пот-ть носит конкретноисторич. хар-р, изменяется от эпохи к эпохе как по наполнению, так и по объёму. В зав-ти от ур-няразвт-я цивилизации.

Первым, кто разобрался в категории потребностей был А. Маслоу: (пирамида Маслоу)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: