Бизнес-планирование

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Экономический факультет

Кафедра Менеджмента и маркетинга

По учебной дисциплине: «Бизнес-планирование»

Контрольная работа на тему:

Понятие и содержание внутрифирменного планирования

Выполнила: студентка 3 курса, 371 группы

заочного отделения, специальности

«менеджмент организации»

Седина Любовь Дмитриевна

Проверил:

Бгашев М. В.

Саратов 2014 г.

Понятие и содержание внутрифирменного планирования.

Планирование охватывает все стороны жизнедеятельности человека, позволяет определить цели и приоритеты намеченных действий, обосновать пути и необходимые средства их достижения. Внутрифирменное планирование занимает важнейшее положение в рыночной экономике. Оно позволяет соединять в общей экономической системе взаимные интересы государства, фирм и домашних хозяйств. В странах с развитыми рыночными отношениями основной задачей государственного регулирования является поддержание равновесного состояния экономики, обеспечение экономического роста и повышение качества жизни людей. Внутрифирменное планирование также направлено на развитие производства материальных благ, удовлетворение различных потребностей людей и получение прибыли.

Недооценка внутрифирменного планирования в деятельности субъектов рыночной экономики привела к резкому снижению конкурентоспособности предприятий, разбалансированию их производственного потенциала, нарушению принципов и методов управления, созданию конфликтных ситуаций с работниками и партнерами и в целом негативно повлияла на конечные результаты их работы. 

Планирование призвано обеспечить взаимодействие между отдельными структурными подразделениями предприятия, включая всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, организацию производства продукции, ремонтно-эксплуатационные работы.

Планирование деятельности стало в настоящее время экономической основой свободных рыночных отношений отдельных людей и целых трудовых коллективов, малых и крупных предприятий, всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности.

Планирование – это управленческая деятельность, включающая процесс обработки информации, выбора наиболее оптимального пути развития для предприятия и стремления к общей цели, а также контроля

изменений окружающей среды в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

Роль и значение внутрифирменного планирования на предприятии.

В рыночной экономике, ориентирующей каждого производителя на максимальное удовлетворение потребностей в своих товарах и получение наибольшего дохода, огромное значение приобретает внутрифирменное планирование. В ходе планирования экономической деятельности каждого предприятия необходимо достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, именно это и предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов.

Выполняемые на большинстве предприятий и фирм разнообразные виды деятельности персонала, производственные функции, или операции, как впервые предложил А. Файоль, можно подразделить на шесть основных групп :

-технические, в состав которых входит проектирование новой техники, ее производство, сборка и обслуживание;

-коммерческие, связанные с маркетингом, закупками, продажей и обменом товаров;

-финансовые, состоящие в привлечении инвестиций и использовании денежных средств;

-страховые, заключающиеся в сохранении имущества, основных фондов и ресурсов;

-учетные, предусматривающие калькуляцию издержек, бухгалтерский учет и отчетность;

-административные, предполагающие руководство, предвидение, организацию, распорядительство, координацию и контроль.

По мнению М. Бухалкова, сущность внутрифирменного планирования в условиях свободных рыночных отношений заключается в:

– научном обосновании на объектах планирования предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности;

– выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров;

– выполнении работ и оказании услуг с установлением таких показателей их производства;

- распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

Систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса.

Внутрифирменное планирование — это создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных оперативных планов, определяющих:

- стратегию и тактику деятельности фирмы;

- прогноз развития внешнего окружения;

- цели функционирования;

- другие системообразующие факторы.

Общие понятия и содержание внутрифирменного планирования.

В повсеместной экономической деятельности предприятий и повседневной жизни людей, возникли известная рыночная самостоятельность и привычка каждого самому выбирать свой правильный путь, вера в собственные силы, осмотрительность и вместе с тем быстрота в выборе решений и суждениях, умение и способности предвидеть будущее и определить курс своих действий с учетом реальных целей.

В рыночной экономике, ориентирующей каждого производителя и предпринимателя на максимальное удовлетворение потребностей в своих товарах и получение наибольшего дохода, новые функции приобретает внутрихозяйственное, или внутрифирменное, планирование деятельности на всех предприятиях.

Сущность внутрифирменного планирования в свободных рыночных отношениях заключается в научном обосновании на предприятиях или фирмах предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов. Внутрифирменное планирование рыночной деятельности предприятий предусматривает не только целостное рассмотрение ряда производственно-хозяйственных, организационно-управленческих, финансово-экономических и многих иных проблем, но и ориентацию на будущее принимаемых решений. Поэтому всякое решение любой существующей проблемы в ходе планирования может рассматриваться как средство для достижения более отдаленного результата. При планировании для определения высшей ценности ожидаемого близкого результата необходимо знать, какой исход или какая цель в конечном счете должны быть достигнуты на предприятии и в какой степени приближает к ним промежуточный планируемый результат.

Содержание внутрифирменного планирования состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка и проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:

Формы планирования в зависимости от длительности планового периода:

перспективное планирование (прогнозирование);

среднесрочное планирование;

текущее (бюджетное, оперативное) планирование.

2.Виды планов:

в зависимости от содержания хозяйственной деятельности — планы НИОКР; производства; сбыта; материально-технического снабжения; финансовый план;

в зависимости от организационной структуры фирмы — планы производственного отделения; планы дочерней компании.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования:

 регулярное (систематическое), включая стратегическое(перспективное), среднесрочное и тактическое (текущее, бюджетное);

 целевые комплексные программы;

бизнес-планирование по отдельным проектам.

По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным. У одних плановиков преобладает ориентация на прошлое (реактивная), у других – на настоящее (инактивная), у третьих – на будущее (преактивная). Четвертый вид ориентации предполагает взаимодействие (интерактивизм) прошлого, настоящего и будущего как различных, но неразделимых видов планирования.

Планирование как вид управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный временной период:

- всегда представляет собой предварительное принятие решений, направленных на достижение требуемых результатов в перспективе;

- должно быть гибким и способным адаптироваться к постоянным изменениям самого объекта управления, изменением внешней среды, т.е. процесс планирования – процесс итерационный;

- направлено на достижение желаемого состояния объекта хозяйствования, предполагает предотвращение ошибочных действий и сокращение неиспользованных возможностей;

- роль заключается не в предсказании будущего состояния объекта и не в пассивном приспособлении к изменениям, а в активном преобразовании объекта планирования.

Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на отечественных предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на мировой рынок.

Внутрифирменное планирование в условиях рыночной экономики – это процесс непрерывной творческой деятельности, научно обоснованная система свободного выбора основных видов продукции и услуг предприятия, важнейших экономических и социальных целей его перспективного развития, наилучших технических средств и организационных способов решения выдвинутых перспективных целей и задач.

Перспективные планы представляют собой внутрифирменные планы развития предприятия обычно на 5 лет (иногда на 10 лет) с дифференциацией по годам. На их информационной основе составляются достаточно детализированные и уточненные текущие (годовые) планы производства и сбыта. В зарубежной литературе приводятся случаи, когда отдельные крупные компании разрабатывают планы-прогнозы своего развития даже на 100 лет вперед, что находится за пределами жизни одного поколения.

Рисунок 1. Схема долгосрочного планирования.

Разработка плана — это оценка практической возможности достижения фирмой и ее подразделениями сформулированных целей, выявление комплекса потенциальных проблем и неожиданных последствий, обеспечение поиска более эффективных путей реализации целей, получение основы для разработки бюджетов, построения объемных, календарных планов производства, определение потребных ресурсов, выявление непредвиденных обстоятельств, предупреждение проявления которых явится одним из способов снижения уровня риска в бизнесе.

Процесс планирования позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может случиться. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе и предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия. Составление и реализация плана – непрерывный процесс, который может быть наглядно представлен схемой (рис. 2).

Рисунок 2. Составление и реализация плана.

Планирование включает в себя 4 уровня, некоторые называют их этапами планирования:

Разработка общих целей.

Определение конкретных задач.

Выбор основных путей и средств их достижения.

Контроль за выполнением целей.

Понимание определения планирования Хана выделяет планирование в широком и узком смысле.

В широком смысле планирование – процесс принятия управленческих решений, связанных с будущим; оно включает четыре фазы:

фаза постановки проблемы;

фаза поиска; фаза подготовки решения ( =1+2+3)

фаза оценки;

фаза принятия решения.

В широком смысле под процессом планирования понимается процесс составления планов и процесс их принятия – руководство.

Планирование в узком смысле – систематическая подготовка решений, связанных с формированием будущих событий. Таким образом, если мы из четырех фаз вычтем последнюю, то останутся три фазы, которые и составляют планирование в узком смысле – это процесс разработки плана. А процесс утверждения плана уходит уже в планирование в широком смысле. Многие российские экономисты утверждают, что процессом составления плана планирование заканчивается, а Хан в планирование включает еще следующие фазы (это еще более широко, это его понимание смысла планирования):

фаза реализации (на этой фазе планы спускаются до подразделений, идет отдача распоряжений; эту фазу он еще назвал регулированием, т.е. это разработка принятого решения в деталях и отдача распоряжений по его выполнению)

фаза контроля ( это процесс сравнения результатов плановых/прогнозных/ и отчетных).У него контроль – это продолжение процесса планирования, и в принципе, одновременно это уже начало следующего этапа планирования, потому что именно здесь черпается информация для того, чтобы в будущем более правильно предвидеть ход событий.

Процесс планирования в другом источнике в целом состоит из ряда этапов, следующих друг за другом:

На первом этапе фирма проводит исследования своей внешней и внутренней среды, определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для нее, проводит сбор и обработку информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

На втором этапе устанавливаются желаемые направления и ориентиры своей деятельности (видение, миссия, комплекс целей). Иногда этот этап предшествует анализу среды.

На третьем этапе проводится стратегический анализ, в процессе которого сравниваются цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяется допустимый разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.

На четвертом этапе производится выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

В процессе реализации пятого этапа подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

Шестой этап представляет собой среднесрочное планирование, в процессе которого готовятся среднесрочные планы и программы.

На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования на седьмом этапе фирма разрабатывает годичные планы и проекты.

Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, определяют предпосылки для создания новых планов.

Качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства, квалификацией специалистов функциональных подразделений, наличием информационной базы, обеспеченностью вычислительной техники.

Планирование включает в себя определение:

♦ конечных и промежуточных целей;

♦ задач, решение которых необходимо для достижения целей;

♦ средств и способов их решения;

♦ требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

Цели планирования состоят в том, чтобы:

- определить положение предприятия в настоящий момент;

- определить перспективы развития;

- выявить пути, методы реализации намеченных перспектив.

Основные показатели, которые используются при составлении плана: количественные показатели – это абсолютное выражение, это различные объемы; качественные – относительные показатели. Необходимо в плане увязывать количественные и качественные показатели. Типичное содержание планов западной компании( где происходит увязка показателей):

-Предложение. Здесь дается количественная оценка по проблемам, которые касаются условий рынка; по проблемам ресурсов ( по мощности, по оборудованию), стоимости ресурсов; по транспорту);

-Наличие сводного финансового отчета (в плане);

-Прогноз сбыта по каждому виду продукции;

-Объем продаж и доля рынка по каждому продукту;

-Описание достоинств и недостатков оборудования, каналов реализации продукции и кадрового обеспечения;

-Описание основных проблем;

-Основные цели и стратегические программы (в целом по предприятию и с разбивкой по структурным подразделениям);

-Основные конкуренты;

-«Исследования и разработка»;

-Производственные мощности;

-Бесприбыльные операции или бесприбыльная продукция;

-Объемы капитальных вложений;

-Потребность в ресурсах;

-Состояние запасов – товарных и материальных, т.е. здесь сложные формы по незавершенному производству, по наличию запасов сырья или готовой продукции и т.д.

Кроме того, в планировании используются показатели объемные и удельные.

Объемные – устанавливают абсолютные величины, удельные – это отношение нескольких взаимосвязанных показателей (затраты на ед. продукции).

Кроме того, используются показатели:

натуральные (для планирования производства, ресурсов);

трудовые (например, нормо-часы);

денежные.

К наиболее важным принципам системного подхода, с учетом которых должна разрабатываться научно обоснованная система внутрифирменного планирования производства и сбыта продукции, относятся принципы: целеобусловленности, относительности, управляемости, связанности, моделируемости, симбиозности, оперативности, унификации, интеграции, резервирования, новых задач, непрерывного развития и обратной связи.

Принцип целеобусловленности предусматривает формулирование четко поставленных конечных целей функционирования системы внутрифирменного планирования.

Принцип относительности состоит в том, что одна и та же совокупность элементов может рассматриваться как самостоятельная система или как часть (подсистема) другой, большей системы, в которую она входит. Согласно этому принципу система внутрифирменного планирования (СВП) может выступать как самостоятельная система в составе системы внутрифирменного управления производством.

Принцип управляемости означает возможность и необходимость для СВП изменять свою структуру и характер поведения в строгом соответствии с изменением конечных целей, сформулированных в миссии фирмы.

Принцип связанности гласит: разрабатываемая система должна быть управляемой по отношению к более высоким и управляющей по отношению к более низким в иерархическом отношении системам. В соответствии с этим принципом можно утверждать, что параметры целеполагания система внутрифирменного планирования получает от систем стратегического планирования и планов-прогнозов развития фирмы. При этом между всеми этими системами должна существовать прямая и обратная связь.

Принцип моделируемости отражает необходимость разработки в составе СВП других видов планов (например объемных, календарных и оперативных для сферы производства), которые обеспечивали бы достижение главных конечных целей функционирования фирмы при наиболее эффективном использовании всех привлекаемых ресурсов.

Принцип симбиозности трактуется следующим образом: управляемые системы должны строиться на основе применения такой концепции, которая рассматривает менеджера и других работников как наиболее важное, определяющее звено в системе управления. В данном случае имеется в виду целесообразность привлечения профессионалов как к разработке научно обоснованной СВП, так и к управлению фирмой.

Принцип оперативности характеризует необходимость выработки различных воздействий на управляемую систему в такие сроки, которые обеспечивали бы достижение главных целей деятельности фирмы.

Принцип унификации предполагает экономически разумное ограничение разнообразия применяемых элементов СВП, методов планирования, моделей планово-экономических задач, математических методов их реализации и др. Его практическая реализация будет спо собствовать снижению затрат, связанных с проектированием и функционированием СВП.

Принцип интеграции заключается в необходимости создания такой экономико-организационной и информационной базы, которая могла бы удовлетворить потребность любой из подсистем, входящих в систему внутрифирменного планирования. Это означает, что все вопросы построения экономически наиболее эффективной СВП должны решаться в тесной связи с входящими в нее отдельными подсистемами, а также с системами стратегического и прогнозного планирования.

Принцип резервирования предполагает потребность создания на всех стадиях производственного процесса экономически обоснованных резервов. Благодаря рациональному резервированию обеспечивается устойчивое функционирование СВП за счет минимизации количества случаев отклонения от плана и надежное присутствие фирмы на целевом рынке.

Принцип новых задач состоит в том, что все экстремальные плановоэкономические задачи в составе СВП должны решаться на основе применения современных моделей, математических методов, ППП и ЭВМ.

Принцип непрерывного развития (актуализации) проявляется в потребности обеспечивать и реализовывать возможность дальнейшего совершенствования СВП на основе последних достижений экономики, математики, а также практики.

Принцип обратной связи обусловливает необходимость учета влияния более низкой по иерархии структуры (отдельных предприятий в составе фирмы, подразделений в составе предприятия) на структуру более высокого уровня при выработке и принятии управленческого решения в любой сфере деятельности. Последующим действием в этом случае является корректирование ранее принятых управленческих решений. Сфера действия принципа обратной связи распространяется не только на микросреду, но и на макросреду.

Подводя итоги можно сделать ряд выводов.

Внутрифирменное планирование является одной из важнейших функций управления любым предприятием.

В современных условиях становления рыночных отношений внутрифирменное планирование приобрело качественно новые черты и особенности. Это обусловлено огромными масштабами обобществления производства; расширением горизонта планирования, необходимостью увязки вопросов планирования с маркетинговыми исследованиями, специализацией и кооперированием производства, наличием тесных межфирменных связей с включенными в единый технологический процесс поставщиками оборудования, транспортных средств, запасных частей и комплектующих изделий. Очень важно учитывать требования научно-технического прогресса — быстро осваивать новейшие достижения науки и техники.

В целом, внутрифирменное планирование – это создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, касающихся всех отделов, подотделов и подразделений организации и определяющих, во-первых, стратегию, тактику и практику деятельности фирмы, во-вторых, прогноз развития внешнего окружения, в-третьих, цели функционирования, а также и другие системообразующие факторы.

Список использованной литературы.

1. Управление – это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г Форд. – М.: Республика, 1992. – С. 9

2. Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник / М.И. Бухалков.- М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 123

3. Басовский, Л.Е. Планирование: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М., 1999. – С. 16

4. Маршал А. Принципы экономической науки Т. 1- М.: Прогресс, 1993, С. 60

5. В. В. Царев. Внутрифирменное планирование. — СПб.: Питер 2002 г.

6. И.Н. Герчикова . Менеджмент. Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

7. http://www.viktorova-ts.ru

8. Акофф Р. Л. Планирование будущего корпорации/Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. – С. 84

9. Ефремов, B.C. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование / B.C. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. -№2.-С.34

10. http://www.smartcat.ru

11. Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000.

12. http://edu.dvgups.ru/

13. Дитгер Хан. ПиК: Планирование и контроль: концепция контроллинга Под ред. А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича, — М.: Финансы и статистика, 1997

14. Основы менеджмента: Уч. – М: Триада, Лтд, 2005 С. 647-650

15. http://www.viktorova-ts.ru

16. http://timtaller.narod.ru

17. http://economy-ru.com

Предыдущий:

Следующий: