Билет 1 экономика.


Билет 1.

1. Безработица и ее типы, важнейшие последствия безработицы.

Безработица является признаком макроэкономической нестабильности, то есть когда трудоспособное население не находит работу. Безработным считается тот, кто хочет и может работать, но не имеет рабочего места. Существуют следующие типы безработицы:

циклическое — вызывается кризисными спадами производства.

фрикционное — охватывает тех, кто меняет профессию, место жительства, временно ухаживает за ребенком, отслужил в армии.

институционное — часть населения, получая щедрое пособие от государства желает работать.

структурное — возникает от изменений в стране народного хозяйства, отмеряют некоторые профессии, целые отрасли.

частичное — охватывает работников, работающих вынужденно или по собственному желанию, но не полное рабочее время.

скрытое — включает людей, которые формально работают, но фактически занимают рабочее место. 2. Деловое общение.

Процесс общения — разговор с определенным собеседником, группой людей для обсуждения конкретных вопросов. В общении можно выделить следующие этапы:

установление контакта — заключается в том, чтобы побудить собеседника к общению и создать максимальное поле возможностей для дальнейшего обсуждения дела и принятия решения. Для установления контакта необходимо продемонстрировать доброжелательность, открытость для общения, не следует вступать в контакт с собеседником.

ориентация ситуаций — заключается в том, чтобы выяснить каким будет по длительности разговор и в зависимости от этого строить свою тактику. Основные задачи этапа ориентации: вызвать интерес собеседника; выявить самооценку собеседника; начать решение основной задачи общения.

обсуждение вопроса, проблемы: процесс обсуждения является важным моментом в деловом общении, необходимо подчеркивать сходство позиция для сближения с деловым партнером. Важным является — единтво позиций. Здесь необходимо использовать коммукативные.

выход из контакта — в психологии хорошо изучена роль первого впечатления, которое мы производим на собеседника или группу людей. Роль последнего впечатления партнера влияет на будущие деловые общения.

Билет 2.

Факторы, влияющие на производительность труда.

2. Сущность менеджмента.

Менеджмент — это управление процессами планирования производства и реализации продукции, услуг. Целью менеджмента является: — получение максимальной прибыли; — удовлетворение разнообразных потребителей рынка; — решение социальных вопросов. Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующими в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности.

Билет 3.

Закон спроса, неценовые факторы рыночного спроса.

Закон спроса  — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. Чем цена на товар ниже, тем больше величина спроса (готовность покупать) и тем меньше величина предложения. Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Закон спроса — величина спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Неценовые факторы, влияющие на спрос:

Уровень доходов в обществе;

Размеры рынка;

Мода, сезонность;

Наличие товаров-субститутов (заменителей);

Инфляционные ожидания. Неценовые факторы спроса: 1. Предпочтение потребителей – вкус и мода, если товар становится модным, то спрос на него растет; 2. Доход покупателя – изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние; 3. Цены других товаров. Если товары взаимозаменимые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар. 4. Ожидания потребителей.  5. Эффект отложенного спроса связан с существованием циклических колебаний спроса во времени — годовые, квартальные, недельные колебания. 

2. Понятие и сущность маркетинга.

Маркетинг от англ. рынок – это комплекс организаций и сбыта товара направленный на выявление и удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с целью получения прибыли. Данный термин появился впервые в начале 20в. в США. На маркетинг оказывает влияние как внешние так и внутренний факторы:- уровень жизни населений;- уровень располагаемого дохода населения;- качество предоставляемых услуг социальной сферы; — развитие системы сообщения;- желание испытать для себя проводить свое свободное время. В связи с этим предприниматели начинают исследовать данные факторы с целью совершенствования своих товаров, увеличение продаж и максимизации прибыли. В эти маркетинговые программы фирмы закладывают мероприятия по улучшению качества товара, его ассортиментных групп, исследование покупателей, потенциальных конкурентов,

Билет 4.

Экономическая сущность и классификация основных фондов ПОП.

Одним из основных признаков предприятия является наличие у него обособленного имущества. Основные средства — один из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияют на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий. Основные фонды – это совокупность производственных, материально—вещественных ценностей, которые действуют в процессе производства в течение длительного периода времени, сохраняют при этом натурально—вещественную форму и переносят их стоимость на продукцию по частям по мере износа. Основные фонды предприятия в стоимостном выражении представляют собой основные средства, учитывая их в системе бухгалтерской отчетности предприятия, и при правильном их использовании обеспечивает не только создание продукции. К основным производственным формам относят: основные фонды, которые учувствуют в производственном процессе непосредственно. Это орудие труда, оборудование средства которого используются для сохранности и перемещения предметов и продуктов труда, а также производственное помещение. Непроизводственные фонды предназначены для удовлетворения социально – бытовых нужд, используются в детских учреждениях, школах.

2. Стили руководства

Лидер — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых ситуациях. Играет большую роль в регулировании взаимоотношений в группе. Авторитет от лат. влияние, власть — влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе. Под стилем руководства понимается общая характеристика способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Наиболее распространенным является авторитарный стиль, который основывается на отдаче в приказной форме, распоряжений без всяких объяснений. Применение авторитарного стиля может быть эффективно тогда, когда подчиненный полностью находятся во власти руководителя, доверяет ему, а руководитель уверен в том, что они не способны самостоятельно действовать. Демократический стиль руководства, он характеризуется разделением власти и участием подчиненных в принятии решений. Он применяется в таком случае, когда подчиненные лучше руководителя разбираются в тонкостях работы, могут внести много новизны и творчества. Суть либерального стиля управления состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает условия для работы, определяет ее права, создает границы решения, а сами отходят на 2 план, оставляя за собой функции консультанта оценивающего результаты. В общем смысле власть – это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких – либо средств воли, авторитета, право. Главное целью руководителя является направлений на достижение целей при любых условиях.

Билет 5.

1. Факторы экономического роста.

Экономический рост – это количественное увеличение и качественное усовершенствование общественного производства. Экономический рост в своем развитии имеет 2 типа: — интенсивный – количественное увеличение товаров и услуг; — экстенсивный – качественное обновление выпускаемых товаров и услуг. Экономический рост любой страны определяется следующими факторами: 1. Рост количества и качества, капитальных благ (основного капитала).2. Рост количества и качества рабочей силы.3. Рост количества и качества природных ресурсов.4. Эффективное использование факторов производства.

2. Принципы маркетинга.

Существуют следующие принципы маркетинга:

достижение конечного оправданного результата деятельности фирмы;

завладение в долгосрочном периоде определенной доли рынка;

эффективная реализация товаров;

выбор эффективной маркетинговой стратегии и политики ценообразования;

создание товаров позволяющих фирме быть рентабельным;

проведение исследования рынка с целью изучения спроса;

увязка поставленных целей с имеющимися ресурсами и возможностями фирмы;

поиск новых путей, улучшение производительности, эффективность производства, внедрение инновации;

повышение качества продукции;

сокращение издержек производства;

организация поставки продукции в том объеме, в то место и время, которое устраивает конечного потребителя;

отслеживание научно-технического прогресса общества;

борьба с конкурентами и достижение преимущества над ними.

Билет 6.

1. Четыре модели современного рынка.

Чистая (совершенная) конкуренция имеет место там, где действует большое количество производителей стандартизированных (одинаковых) товаров и услуг. Полная противоположность этому — чистая монополия, которая предполагает наличие одной фирмы в качестве единственного производителя данного продукта. Монополистическая конкуренция складывается там, где много сравнительно небольших производителей (продавцов) предлагают похожую, но не одинаковую продукцию. Олигополия отличается небольшим количеством крупных продавцов, воздействующих на цену товаров, объем предложения, трудностью вступления в отрасль.

Формы власти и влияние.

В общем смысле власть — это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права. Власть основывается на принуждении в количестве основного инструмента, используют влияние через страх, в современном мире многие люди испытывали страх потерять работу, достаток или уважение окружающих, поэтому многие руководители пользуютмя влиянием через страх. Харизма — это власть, построенная только на силе личных качеств или способностей влияющего. Главной целью руководителя является направление усилий коллектива на достижение общих целей при любых условиях, что достигается с помощью власти. Лидеры используют власть как средство для ускорения этого достижения.

Билет 7.

1. Лизинг как способ технического обеспечения предприятия.

Лизинг — совокупность экономических и правовых отношений возникающих в связи с заключением договора лизинга. Лизинговая деятельность — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передачи его в лизинг. Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество относящееся к классификации основных средств, кроме имущества запрещенного к свободному обращению на рынке.

Субъекты лизинга:

лизингодатель — юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, передачу имущества по договору лизинга;

лизингополучатель — юридические и физические лица занимающиеся предпринимательством, получающее имущество в пользование по договору лизинга.

Федеральный закон «о лизинге» регулирует 3 основных типа лизинга:

долгосрочный лизинг — от 3 и более лет;

среднесрочный лизинг — от 1,5 до 3 лет;

краткосрочный лизинг — менее 1,5 лет.

Существует 3 основных вида лизинга:

заключение договора лизинга, продление ею срока;

заключение договора лизинга, с последующим выкупом;

заключение договора лизинга по окончании срока договора.

В настоящее время в хозяйственной практике применяются различные виды лизинга. Наиболее распространенными являются:

оператичный (сервисный);

финансовый (капитальный);

возвратный;

долевой (с участием 3-ей стороны);

прямой;

сублизинг.

2. Цели и задачи маркетинга.

Основными целями маркетинга являются следующие:

максимизация более высокого уровня потребления — фирмы должны увеличивать свои товары и максимизировать прибыль с помощью различных способов и методов;

максимизация потребительской удовлетворенности — выявление существенных потребностей, введение максимального ассортимента;

максимизация выборов максимально разнообразить ассортимент;

максимизация качества жизни — повышения качества продукции — снижение цены.

Задачи маркетинга:

исследование, анализ потребностей реальных и потенциальных покупателей;

разработка нового товара;

обеспечение сервисного обслуживания;

маркетинговые коммуникации;

исследование новых рынков;

исследование деятельности конкурентов;

сбыт товара;

формирование и реализация ценовой политики фирмы;

формирование стратегий поведения фирмы.

Билет 8.

Методы планирования.  Планирование – это непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел организаций. Стадиями планирования является: поиск целей, придание целей определенности, анализ цели, проверка цели на реализуемость, принятие решений, достижение цели. Планирование проходит следующие этапы: — разработка общих целей; — определение конкретных задач на период времени; — определение путей и средств достижения целей; — контроль за достижением поставленных целей.

2.Управление как вид деятельности, его специфика.

Управление — это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля необходимый для достижения целей организации. Управление рассматривается как вид деятельности людей, направленный на достижение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, то есть горизонтальное разделение труда. Второе, вертикальное, разделяет работу по координированию действий от самих действий и составляет сущность управления. Специфику управления составляют: 1) предмет труда, которым является труд других людей; 2) средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи; 3) объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации; 4) продукт труда, которым является управленческое решение;

Билет 9.

1. Натуральное и товарное производство.

Натуральное производство — это тип организационного хозяйства при котором люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей. Каждая единица опирается на собственные производственные ресурсы необходимыми для жизни. Начиная с добывания сырья, завершая подготовкой к потреблению. натуральному хозяйству присущ ручной труд, производственный процесс идет по формуле: производство — распределение — потребление.

Товарное производство — это тип организаций, при котором полезные продукты создаются для продажи на рынке. Товарному хозяйству присуще следующие черты: 1. Продукты создаются не для себя, а для продажи другим. 2. Производство товаров основана на разделение труда:

между народами, между странами;

общие — между крупными отраслями народного хозяйства;

частное — деление внутри крупных отраслей на подотрасли виды производства;

единичная — внутри предприятий на разные подразделения.

3. Товарные хозяйства развиваются по формуле: производство — распределение — обмен — потребление.

2. Классификация маркетинга.

Маркетинг – это комплекс организаций производства и сбыта товара направленный на выявление и удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с целью получения прибыли.

Основная классификация маркетинга по приоритетным задачам:

1. Дифференцированный – это деятельность фирмы в нескольких сегментах рынка с производством отдельного товара для каждого из сегментов. Дифференцированным маркетингом начинает пользоваться все большее число фирм.

2. Недифференцированный – это деятельность фирмы, направленная на обращение сразу ко всему рынку с одним предложением, т. е. фирма ориентируется не на отдельные потребности, а ищет общее в этих нуждах. Старается разработать товар массового потребления путем создания образа превосходства в сознании покупателей.

3. Концентрированный – это сосредоточение маркетинговых усилий на наибольшей доле одного или нескольких субрынков.

Благодаря этому маркетингу фирма может обеспечить себе довольно прочную рыночную позицию в тех сегментах рынка, в которых она работает, так как лучше других знает нужды покупателей данной ниши и пользуется определенной репутацией. А при специализации производства и применении мер по стимулированию сбыта может добиться снижения издержек во многих сферах своей деятельности. В зависимости от широты охвата рынка выделяют массовый маркетинг, который характеризуется массовым производством, массовым распространением и стимулированием сбыта какого-то одного товара для всех покупателей.

Билет 10.

Факторы, влияющие на издержки производства и обращения.

Производство — это деятельность человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности. Издержки производства – текущие затраты обеспечивающие процесс производства и реализации. Они классифицируются на постоянные – не зависит на объема товарооборота: з/п, з/п управленческая персонала, арендная плата; переменные затраты зависят от товарооборота з/п, транспортировка сырья и товара. На сумму и уровень издержек предприятия питания оказывают влияние различные факторы, которые можно подразделить на внутренние и внешние. К внешним факторам относят: экономическую ситуацию в стране; государственную налоговую политику; систему ценообразования и конкуренции. Валютный курс в стоимость услуг других отраслей. Внутренние факторы, влияющие на издержки предприятия питания, можно подразделить на экономические и организационные. К экономическим факторам следует отнести: объем, состав товарооборота; структура расходуемого сырья и товаров; производственная программа; товарооборачиваемость; порядок начисления амортизации. К организационным факторам относятся: размер предприятия; режим работы; специализация и тип категория предприятия; оснащенность оборудованием; условия хранения сырья и товаров.

2. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы.

Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Центральное и основное место в организации занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией и финансами, принадлежащими данной организации. Цели и задачи организации многообразны и зависят от разных обстоятельств. Торговые организации ставят своей целью реализацию товаров и получение торговой прибыли. Структура организации это внутренняя переменная, показывающая взаимодействие уровней управления и функциональных областей организации. В зависимости от конкретных условий и обстановки, материальных, финансовых и кадровых возможностей руководство организации перестраивает ее для более эффективного достижения целей и решения конкретных задач.

Билет 11.

Основной капитал и его амортизация, фондоотдача и фондоемкость.

Основной капитал предприятия – это денежная оценка его основных фондов. Основные фонды промышленного предприятия представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, созданных общественным трудом, длительно участвующих в процессе производства в неизменной натуральной форме и переносящие свою стоимость на изготовленную продукцию по частям по мере износа. Основные фонды — важнейшая и преобладающая часть всех фондов в промышленности (имеются в виду основные и оборотные фонды, а также фонды обращения). Они определяют производственную мощь предприятий, характеризуют их техническую оснащённость, непосредственно связаны с производительностью труда, механизацией, автоматизацией производства, себестоимостью продукции, прибылью и уровнем рентабельности.

2. Вертикальный и горизонтальный маркетинг.

Выделяют вертикальный и горизонтальный маркетинг. Вертикальный — это маркетинг, ориентированный на вертикальную нишу рынка, с целью найти такие пути реализации данного изделия, которые позволят найти нового покупателя. Разрабатывать, производить и выпускать различный товар(одной ассортиментной группы) для каждого рынка сбыта это достаточно дорогой способ. Гораздо выгоднее производить товары общего, так сказать, пользования, но способные выполнять различные задачи в зависимости от особенностей сфер использования, благодаря наличию программного обеспечения и других параметров. Горизонтальный — это маркетинг, ориентированный на горизонтальную нишу рынка с целью удовлетворить потребность покупателя по всему кругу изделий и услуг, в которых последний может только нуждаться. Принципиальное отличие данной классификации от предыдущей заключается в том, что фирма старается как можно больше производить однородных товаров, даже если между ними отсутствует тесная функциональная связь, с целью удовлетворения растущих потребностей.

Билет 12.

1. Закон предложения, неценовые факторы рыночного предложения.

2. Функции управления.

Билет 13.1. Структура и содержание бизнес — плана предприятия. Бизнес — план — документ, на основе которого инвестор или кредитор составляет свое мнение о предприятии и принимает решение о предоставлении ей средств. Кредитор ознакомившись с бизнес — планом хочет убедиться, что данное предприятие достаточно надежное и сможет отдать долг. Бизнес — план должен читаться легко, не быть громоздким, не более 30-40 страниц, быть хорошо оформленным. Бизнес — план состоит из следующих разделов: — титульный лист — полное официальное название фирмы, адрес, имена и адреса учредителей, суть предлагаемого проекта гриф конфедициальности. — оглавление — бизнес — план содержит оглавление с указанием страниц. — глоссарий — расшифровка непонятных терминов. — сопроводительные документы — устав патентная документация. — исполнительное резюме — на 2-3 стр. краткий рассказ о предприятии, его происхождении, информация на ресурсах, поставщиках и их возможностях, положение на рынке, финансовая отчетность изложения. — направление -деятельности- (производство, торговля, оказание услуг); состояние отрасли; как данная фирма вписывается в отрасль; кто является потребителям результата деятельности фирм; является ли бизнес сезонным или круглосуточным; на какой товар ориентирована фирма — дорогой по цене и высокого качества или массового ширпотреба. — описание проектируемой продукции — физические свойства товара, недостатки и достоинства предполагаемой продукции. — производственный план — целью является доказать потенциальным партнёрам способности фирмы, качественного и в срок производить товары и услуги, показать наличие ресурсов у предприятий, производственных помещений, транспортных средств, машин и оборудования, грамотная организация сферы управления, кадровая политика и стратегия. — маркетинговый план — заключается в анализе рынка; ценообразования; уровень жизни товара; система продвижения товара; система продвижения товара на рынок, после продажное обслуживание. — финансовый план — в нём отражено: оперативный план за каждый товар, за каждый период по рынку; план — отчёт доходов и расходов, план отчёт о движении денежных средств, балансовый отчёт, анализ безубыточности.2. Виды маркетинга.

1. Конверсионный — данный вид связан с негативным спросом. Негативный спрос – это такая ситуация, когда на рынке все или многие потребители отвергают какой-то конкретный вид товара (услуги). Основной задачей данного вида маркетинга является разработка конкретного плана, способствующего зарождению спроса на такие товары, с возможной перспективой развития. 2. Стимулирующий — тот вид связан с безразличием потребителей к определенным товарам. Безразличие отсутствия спроса бывает, во-первых, когда товар теряет свою ценность в глазах покупателей; во-вторых, товары не имеют ценность на данном рынке; в-третьих, когда рынок не готов к появлению этого товара. Основной задачей маркетинга является стимулирование спроса посредством определенных методов. 3. Развивающий - связан с начавшимся формированием спроса на товары. Главная задача – выявить потенциальный спрос и создать соответствующий товар. 4. Ремаркетинг – это изыскание новых путей маркетинга с целью создать новый жизненный цикл товара, на который упал спрос. 5. Синхромаркетинг предназначен для изменения структуры спроса. 6. Поддерживающий – это маркетинг, ориентированный на поддержание имеющегося полного спроса путем сохранения необходимого объема продаж, стимулирования сбытовой деятельности, а также контроля за издержками. 7. Демаркетинг – это маркетинг, который решает проблему чрезмерного спроса с помощью повышения цены на товар, прекращения стимулирования продаж и т. д. 8. Противодействующий призван ликвидировать или снижать спрос на товары, которые вредят общественному благосостоянию (алкогольные напитки, табачные изделия).

Билет 14.

Основные факторы рыночного саморегулирования.

Спрос представляет платежеспособную потребность в определенных товаров. Он измеряется тем количеством продуктов, которое потребители готовы и в состоянии купить по данной цене в течении данного времени.Конкуренция. Она в экономике представляет собой соперничества между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров. Производители товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно больше и дороже продать, а наемные работники – получить большую з/п, потребители – курить товар качественнее и дешевле.

Необходимые навыки и качества менеджера.

Менеджмент – это управление людьми работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Основными составляющими успеха являются:

Выживание организации долгосрочной перспективе;

Результативность;

Эффективность.

Билет 15.

Основные методы экономических исследований.

Основные методы исследования в экономике приложимы и к ее отраслевой направленности. Наблюдение, эксперимент, моделирование. Обращаясь к первому методу, подчеркивая, что как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер, то есть основанный на практическом опыте. Метод научных абстракций. Абстрагирование используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий или категорий, таких, как цена, деньги, дешевый, дорогой. Анализ и синтез системный подход. Этот метод предполагает изучение социально – экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез).

2. Жизненный цикл товара.

Товар – это все то, что может удовлетворять потребность общества, пользуется спросом на рынке, привлекает внимание потребителей, приносит предприятию прибыль. Каждый товар пользуется спросом и приносит прибыль в течении определенного периода времени. Период от ввода товара на рынок и снятие ее с производства есть жизненный цикл товара. Жизненный цикл товара можно разделить на несколько основных этапов: 1 этап – внедрение товара на рынок: — характеризуется высокой степенью неопределенности; — маркетинговые усильные предприятия направлены на привлечение потребителей; — на этой стадии у предприятия высокие затраты на маркетингиздержки производства так же высоки в связи с малым объемом выпуска. — прибыли на данном этапе нет.



2 этап – этап роста:

— характеризуется быстрым развитием продаж. — снижаются затраты на производство товара в связи с ростом объема выпуска и реализации цены. — цены постепенно снижаются и предприятие охватывает весь рынок. — маркетинговые затраты остаются высокими. — на рынке появляются конкуренты.

3 этап зрелости:

— объем спроса достигает максимума. — рынок на данном этапе сильно сегментирован — главная задача предприятия на данном этапе — сохранить, а по возможности расширить свою долю рынка и добиться устойчивого преимущества над конкурентами.

4 этап – этап спада:

— спрос снижается; — объем продаж снижается; — предприятию необходимо усовершенствовать выпускаемую продукцию или выпускать новую продукцию.

Билет 16.

Основные причины и последствия инфляции.

Инфляция – процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги. Причины: Инфляция вызывается, прежде всего, переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии соответствующего увеличения товарной массы. Инфляция спроса появляется, когда спрос превышает предложение, что ведёт к росту цен. Источники избыточного спроса: 1) дефицит госбюджета (часто он покрывается за счёт выпуска не обеспеченных товарами бумажных денег); 2) опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда.Инфляция издержек (предложения) возникает как следствие повышения издержек на единицу продукции. Причины повышения уровня издержек производства: 1) цены на производственные ресурсы, сырьё и энергию («нефтяной шок» 1973 г.); 2) изменение величины налогов на производителя; 3) увеличение заработной платы; 4) внешние причины (наводнение, землетрясение, социальные потрясения). Стагфляция (от лат. stagno – делаю неподвижным, (стоячая вода) и inflatio – вздутие) – 1) сочетание стагнации и инфляции, состояние экономики, при котором происходят одновременно спад производства, рост цен и безработицы, сочетание экономического кризиса с инфляцией; 2) инфляция, сопровождаемая стагнацией производства, высоким уровнем безработицы и одновременным повышением уровня цен. Последствия инфляции:1) для сферы производства: снижение занятости, обесценение всего фонда накопления, обесценение кредитов, стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции;2) при распределении доходов: увеличение доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижения доходов их кредиторов, обесценивание фиксированных доходов населения, обесценивание доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления, снижение покупательной способности денежной единицы;3) для экономических отношений: владельцы предприятий не знают какую цену назначать за свою продукцию, потребители не знают какую продукцию выгоден покупать в первую очередь, поставщики сырья начинают предпочитать получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, начинает процветать бартер, кредиторы избегают давать в долг;4) для денежной массы: деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения.

Внутренняя среда и ее переменные: менеджеры, работники, культура.

Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т. е. протекающих в ней процессов. К элементам внутренней среды относятся цели, задачи, люди, технологии, информация, структура, организационная культура и другие составляющие. Особое место во внутренней среде организации занимают люди. От их способностей, образования, квалификации, опыта, мотивации и преданности зависят, в конечном счете, результаты работы организации. Осознание того, что организация – это прежде всего работающие в ней люди, что они – главный ресурс организации, меняет отношение к персоналу. Менеджеры уделяют большое внимание отбору людей, введению их в организацию, занимаются обучением и развитием работников, обеспечением высокого качества трудовой жизни. Люди, работающие в организации, их отношения и взаимодействия образуют социальную подсистему организации. Производственно-техническая подсистема включает комплекс машин, оборудования, сырьяматериалов, инструментов, энергии, который производит переработку входящих ресурсов в готовый продукт. Основными характеристиками этой подсистемы являются: используемые технологии, труда, издержки, качество продукта, объем запасов. Финансовая подсистема осуществляет движение и использование денежных средств в организации. В частности, поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей. Маркетинговая подсистема связана с удовлетворением потребностей клиентов в продуктах предприятия путем изучения рынка, создания системы сбыта, организации оптимального ценообразования и эффективной рекламы, а также активного воздействия на рынок с целью формирования новых потребностей для увеличения рыночной доли и повышения рентабельности продаж.

Билет 17.

Основные формы и системы оплаты труда.

Основными формами заработной платы являются:

повременная з/п — зависит от количества отработанного времени, бывает: подневная, понедельная, помесячная. Измеряется тарифной ставкой за час.

сдельная з/п — зависит от количества произведенных товаров и услуг, объема выполненных работ. Ценой служит расценка за продукцию.

повременно — премиальная система — к повременной оплате прибавляется премия за дополнительные результаты производства.

сдельно — премиальная оплата труда — заключается в прибавлении к премии за дополнительные результаты работы.

сдельно — прогрессивная з/п — определяется исходя из объема продукции, одна часть которого в пределах нормы, оплачивается по основным расценкам, а другая сверхнормы по повышенным расценкам.

аккордная система – предполагает оплату всего объема выполненных работ в соответствии с договором.

Сегментация рынка.

Сегментация – прочес разделения рынка на группы потребителей по заранее определенным признаком. Целевой сегмент (рынок) – сегмент, выработанный в результате исследования рынка сбытом той или иной продукции или услуги, характеризующийся минимальными расходами на маркетинг и обеспечивающий для фирмы основную долю результата ее деятельности.

Задачей сегментации может быть определение:

незанятая рыночная зона;

зоны активной покупательской реакции на маркетинговые действия;

рыночной зоны, где норма прибыли выше средней.



Сегментацию проводят чаще всего крупные фирмы. Малые фирмы ориентируются на рыночную нишу – более узкий участок рынка, где данный товар является уникальным высокое обслуживание и т.д.

Ниша называется вертикальной, если товар удовлетворяет потребности разных групп населения; горизонтальной – если используются различные товары, то если расширенный ассортимент.

Для сегментации рынка используют следующие критерии:

географические;

демографические;

поведенческий ( время признания товара, реакция на рекламу );

психологический ( тип личности, образ жизни, социальная группа ).

Билет 18.

Сущность и цели государственного регулирования рыночной экономики.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Общая стратегия государственного регулирования экономики базируется на следующих принципах:

при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из- за малой прибыльности);

государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными;

государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;

государственное вмешательство в рыночные процессы более эффективно, если оно имеет рыночную форму;

усиление государственного регулирования осуществляется в целях контроля общехозяйственных кризисов, а также процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Элементы процесса управления.

Управление – это единый процесс, который представлен разными управленческими работниками или органами. Целью их взаимодействия является выработка единого управляющего воздействия на объект управления. К управленческим кадрам относятся менеджеры (руководители), специалисты и служащие (технические исполнители). Центральное место в управлении занимает менеджер. Он возглавляет определенный коллектив, ему принадлежит право принятия и контроля управленческих решений, именно он несет всю полноту ответственности за результаты работы коллектива. Менеджер – руководитель, профессиональный управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации. Специалисты – работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня. К техническим исполнителям относятся секретари, референты, техники. Процесс управления включает в себя следующие элементы: — управляющую систему (субъект управления), управляемую систему (объект управления), управляющее воздействие, конечный результат, общую цель и обратную связь, которая представляет собой передачу информации о результатах управляющего воздействия от объекта управления к его субъекту. 

Билет 19.

Характеристика основных видов предприятия, преимущество АО.

Основные виды предприятий: 1. Некоммерческая – деятельность не связана с обогащением, прибыль получают ради выполнения целей, ради которой они созданы; 2. Коммерческая или бизнес дела приносящие доход. Наиболее распространенными являются также организационно – правовые формы: — единоличное хозяйство: достоинство – полная самостоятельность, интерес к получению максимального дохода, конфиндециальность деятельности; недостатки – трудности привлечения капитала, совмещение управленческих способностей, ограниченная ответственность за убытки; — товарищество: достоинства – финансовая сила, свобода и оперативность действий, коллективное управление; недостатки – неограниченная ответственность партнеров, зависимость партнеров друг от друга; — акционерное общество; достоинства — возможность привлечения капитала; недостатки — распределение прибыли; двойное налогообложение.

Цена и факторы ее образования.

Цена – денежное выражение стоимости товара. Цена – денежное выражение потребительской ценности товара является связующим звеном между производителем и потребителями. Факторы ее образования: — себе стоимостный метод – за основу цены берется себестоимость, к которой прибавляется планируемый процент прибыли.

Ц = И/(1-Нn), где Ц – продажная цена и совокупность издержек производства и образования; Нn – планируемая норма прибыли в 10 – тичных долях от продажной цены; — прейскурантный – здесь успех предприятия зависит от успеха продаж, функции цены. — учетная – учитывает затраты на производство и реализацию товаров и услуг; — стимулирующая – стимулирование качества товара, научно- технического процесса, повышение эффективности производства; — распределительная – распределение доходов между государством и предприятием путем добавления НДС и акциза.

Билет 20.

Сущность и необходимость процесса планирования.

Планирование – это непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел организации. Стадиями планирования являются: поиск целей, придание цели определенности, анализ цели, проверка цели на реализуемость принятие решений, достижение целей. Планирование проходит следующие этапы: разработка общих целей; определение конкретных задач на период времени; определение путей и средств достижения целей; контроль за достижениями поставленных целей. Планирование можно разделить по следующим срокам выполнения намеченных задач: долгосрочное (более 3 лет); средне – срочное (1 – 3 г); краткосрочное (неделя, месяц, до 1г.).

Понятие и процесс коммуникаций в управлении.

Важнейшими составляющими эффективности деятельности менеджера и предприниматели являются организаторские и коммуникативные качества. Коммуникативные качества – умение общаться, нравиться, убеждать. Эффективная коммуникация способствует достижению целей участников общения. В менеджменте одним из главных элементов является общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Коммуникативный процесс – это обмен информацией между 2 и более людьми, можно выделить 4 базовых элемента: отправитель – лицо собирающее информацию и передающее ее; сообщение – информация, которая закодирована с помощью символов; канал – средство передачи информации; получатель – лицо, которому предназначена информация.

Билет 21.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: