Анализ внешней среды малого бизнеса


Ананешлиз в

Настоящее исследование было осуществлено автономной некоммерческой организацией «Информационно-консультационный центр«Бизнес-Тезаурус» в 2001 году по заказу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, который решением Правительства России в настоящее время ликвидирован.

Между тем результаты исследования, на наш взгляд, не потеряли своей актуальности и сегодня, в условиях серьезной трансформации всей системы государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне. Именно поэтому мы сочли возможным опубликовать данную работу спустя 4 года после ее проведения.

Исследование посвящено одному из наиболее влиятельных факторов внешней среды – системе государственной поддержки и основному инструменту ее реализации, – Федеральным программам поддержки предпринимательства. К тому времени были разработаны и реализованы три Федеральных программы – 1994-95 г.г., 1996-97 г.г., 1998-99 г.г. и заканчивалась реализация четвертой – периода 2000-2001 г.г. Каждая из этих программ отражала особенности соответствующего периода становления сектора малого бизнеса и специфические задачи, которые ставило государство в эти периоды по созданию условий, наиболее благоприятных для развития предпринимательства.

В качестве целей настоящего исследования ставились оценка качества и результативности реализованных Федеральных программ поддержки малого бизнеса, выявление мнения предпринимателей об эффективности государственной поддержки малого бизнеса и о качестве Федеральных программ поддержки, об их влиянии на изменения в условиях и результатах деятельности малых предприятий.

Кроме того, анализ эмпирических данных, полученных в ходе анкетного опроса, позволил выявить позицию предпринимателей по таким существенным вопросам, как наиболее значимые для них в то время виды государственной поддержки; приоритетные направления государственной поддержки малого бизнеса вообще и на перспективу; субъективная оценка предпринимателями состояния государственной поддержки малого предпринимательства на их территории.

Анализ качества Федеральных программ как инструмента управления процессом поддержки малого бизнеса в России позволил выявить их основные недостатки и сформулировать предложения по повышению этого качества.

Исследование проводилось в 6 регионах России – Москве; Курской, Нижегородской, Новосибирской областях и областных центрах, Екатеринбурге и Свердловской области, Ростове-на-Дону и области.

Результаты исследования могут быть использованы при непосредственной разработке и реализации программ поддержки предпринимательства в России (как бы они ни назывались: государственными, целевыми или ведомственными), а также при совершенствовании форм и методов этой работы

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

Для анализа факторов внешней среды предприятия будем использовать PEST — Анализ. PEST — Анализ — это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.

Анализ факторов внешней среды приведен в приложении 4.

Политические факторы в силу специфики отрасли почти никакого влияния на развитие компании не оказывают. Можно отметить только выраженное влияние факторов изменения денежно-кредитной и налоговой политики республики и Нерюнгринского района, а также отношения с иностранными государствами и странами ближнего зарубежья, предприятия которых являются косвенными поставщиками алкогольной продукции ООО «Айгуль». Данные анализа влияния социальной и демографической среды свидетельствуют о существенном влиянии традиций, культурного уровня и уровня образования населения.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) складывается выгодная для развития малого предпринимательства обстановка. Республиканское правительство и муниципальное управление создают благоприятную среду для развития малого бизнеса в республике (законодательная и информационная поддержка, низкие кредитные ставки, выгодная аренда муниципальной собственности и т.д.).

Как видно из приведенной таблицы, факторы экономической среды оказывают отрицательно и положительное влияние на деятельность компании.

При этом наибольшее положительное влияние имеют следующие факторы:

размеры и темпы изменения размеров рынка;

размеры и темпы роста сегментов рынка в соответствии с интересами компании;

общий уровень экономического развития;

масштабы правительственной поддержки отрасли.

Наибольшее отрицательное влияние оказывают факторы:

уровень развития конкурентных отношений;

система налогообложения и качество экономического законодательства;

общая конъюнктура национального рынка.

Технологические факторы также не оказывают существенного влияния на сферу деятельности компании, так как ООО «Айгуль» — предприятие непроизводственной сферы. Влияние оказывают только инновации в области торгового оборудования и технологий, а также факторы совершенствования маркетинговой и кадровой политики (рекламные технологии, программы обучения кадров по западным технологиям и т.д.).

В некоторых теориях природно-экологические факторы занимают одно из ведущих мест. Основной причиной, которая объясняет такое отношение к природной среде в этих теориях, является тезис о том, что развитие предпринимательства сдерживается ограниченностью ресурсов.

Природно-экологическая среда характеризуется следующими факторами:

природно-климатические условия;

размещение больших промышленных центров;

территориальное размещение полезных ископаемых и природных ресурсов;

состояние экологической среды и ее влияние на производство.

Город Нерюнгри является сравнительно небольшим промышленным городом республики. В результате анализа влияния экологических факторов на предприятия малого бизнеса республики были выявлены незначительные факторы как позитивного (наличие и разработка природных ресурсов), так и негативного влияния (неблагоприятные природно-климатические и экологические условия для проживания).

Анализ потребителей.

Рынок алкогольной продукции и безалкогольных напитков — один из самых быстрорастущих в России. Это обеспечивается постоянным спросом, а также высоким ассортиментом предоставляемой продукции.

На следующей диаграмме представлен сегмент рынка мелкооптовой и розничной торговли алкогольными и безалкогольными напитками в общем товарообороте продуктов питания Нерюнгринского района в 2008 году.

Малый бизнеса внешняя среда

Рисунок 1

На следующей диаграмме представлена динамика изменения объема продаж (процент от общей доли рынка) алкогольной и безалкогольной продукции за 2004-2008 год:

Внешняя среда малого бизнеса

Рисунок 2

Сегментация рынка алкогольной продукции Нерюнгринского района представлена в следующем виде:

1) 54% — люди со средним достатком, рабочие и служащие, с доходом до 10000 рублей в месяц на члена семьи

2) 22% — «малоимущие» (рабочие и служащие) с доходом до 5000 рублей в месяц на члена семьи

3) 5% — «наиболее обеспеченные», в основном руководители с доходом от 30000 рублей

4) 9 % — бизнесмены — от 50000 рублей

5) 10% — студенты

Рассмотрим рыночную характеристику сегментов рынка, которая представлена в таблице 2.2.

Характеристика потребителей алкогольной продукции Нерюнгринского района

Таблица 2.2

Потребители по полезным свойствам

Потребители по демографическому признаку

Потребители по поведенческому признаку

Потребители по психографическому признаку

Популярные фирмы

Экономия (низкая цена)

Большие семьи, домохозяйки, пенсионеры, временно безработные

Активные пользователи

Ипохондрики, с консервативными вкусами

Те магазины, у которых цена наиболее приемлемая (низкая)

Качество

Деловые люди, имеющие постоянное место работы

Активные пользователи

Активные, уверенные в себе люди

По приемлемости цены, имеющиеся в продаже

Соответствие модным тенденциям

Молодежь, до 27 лет, студенты и служащие

Любители авангарда, новаторы, экспериментаторы

Общительные, независимые, стремящиеся к достижению целей

продукция импортного производители

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Исходя из приведенных данных можно посоветовать ООО «Айгуль» продолжать политику гибкого уровня цен и ассортимента, рассчитанного на людей со средним достатком.

Анализ поставщиков.

Основными поставщиками ООО «Айгуль» являются такие производители как АО «Балтика», Кубань-вино, ООО Корнет (г. Москва) — поставки алкогольной продукции (вино, коньяк, специализированные алкогольные напитки) из стран СНГ и дальнего зарубежья, ООО ТД Вилаш, ООО ТД Винерон, АО Алкопром, АО АлкоПремиум, ООО БайкалФарм, ООО Исток-Амур, ОАО Кристалл, ООО ТД Немирофф, Мариинский спиртовой комбинат, ООО ОША, ЗАО Русский алкоголь и другие.

Наиболее привлекательными для ООО «Айгуль» с точки зрения стоимости, доставки и гарантии качества являются:

АО «Балтика»;

ООО БайкалФарм;

ООО Корнет.

Наиболее привлекательными с точки зрения важности для поставщика объема продаж являются следующие:

ООО ТД Винерон;

ООО ОША;

Мариинский спиртовой комбинат;

ООО Исток-Амур.

Наиболее привлекательными по концентрированности поставщика на работе с конкретными клиентами выделены:

АО «Балтика»;

ООО Корнет;

АО АлкоПремиум;

ОАО Кристалл;

Кубань-вино.

В настоящее время управленческая политика ООО «Айгуль» предполагает закрепление сотрудничества с наиболее выгодными поставщиками.

Анализ конкурентов.

Под конкурентами компании понимается следующее. Конкуренты — альтернативные товары, услуги, взаимоотношения, способные удовлетворить нужды и потребности клиента, а также юридические и физические субъекты, предоставляющие эти товары, услуги и взаимоотношения.

Проведем структурный анализ конкурентной среды (модель 5 сил):

1. Новые конкуренты. ООО «Айгуль» является наиболее крупным реализатором алкогольной продукции на рынке Нерюнгринского района по ассортименту продукции, гибкости скидок и обслуживания, ценам и имиджу фирмы. Угроза проникновения на рынок новых конкурентов фирме практически не грозит, так как компания уже прочно завоевала потребительские позиции.

2. Угроза замены. Поскольку алкогольная продукция ООО «Айгуль» разнопрофильна и реализуется в достаточном ассортименте по доступным ценам, оптом и в розницу степень угрозы того, что заменители — прямые или косвенные — повлияют на деятельность организации практически равна нулю.

. Власть покупателей. Власть покупателей практически не оказывает влияния на деятельность исследуемого предприятия, так как ассортимент продукции очень высок, продукция конкурентоспособна, а данная отрасль характеризуется низкой эластичностью спроса по цене.

. Власть поставщиков. В Российской Федерации и за рубежом достаточно большое количество фирм занимаются производством алкогольной продукции, что обеспечивает отсутствие доминирования в среде поставщиков. Для производителя алкогольной продукции важна угроза выхода на рынок и продвижения товаров заменителей, поэтому как поставщики они обеспечивают доступность цены, качество и гарантии товара.

. Из существующих мелкооптовых и розничных магазинов алкогольной продукции ООО «Айгуль» является самой крупной и самой долговременной в Нерюнгринском районе. Основными конкурентами ООО «Айгуль» по поставке и мелкооптовой и розничной реализации алкогольной продукции в Нерюнгринском являются ООО «Вист», ООО «Вино-Маркет», ТД «МИР ПИВА».

Проведем анализ сильных и слабых сторон фирмы ООО «Айгуль» и основных ее конкурентов. Обозначим факторы влияния и рейтинговую оценку по 5-балльной шкале:

«5» — если данный признак на предприятии полностью проявляется;

«4» — если данный признак проявляется в достаточной степени;

«3» — если данный признак проявляется не полностью;

«2» — если данный признак проявляется слабо;

«1» — если данный признак не проявляется.

Сравнительный анализ конкурентов приведен в приложении 5.

Как видно из анализа, средняя рейтинговая оценка факторов привлекательности для потребителя конкурентов ООО «Айгуль» ниже, чем у нашей фирмы. Следовательно, опасность влияния существующих конкурентов на рынке алкогольной продукции Нерюнгринского района достаточно низкая.

В соответствии с результатами анализа для фирмы выделена следующая концепция поведения: фокусирование на определенной группе товаров (алкогольная продукция и безалкогольные напитки) и расширение рынка в северо-западные районы Якутии и в сторону Амурской области.

Проведем анализ внутренней среды организации по методу SNW и методу экспертных оценок.

Метод SNW проведем по сильным и слабым сторонам организации в разрезе различных сфер деятельности в приложении 6.

Как видно из анализа, самой слабой стороной управления предприятием является кадровая политика: низкий уровень подготовки и квалификация сотрудников, высокая текучесть кадров, отсутствие мотивации персонала, отсутствие контроля за циклами найма рабочей силы.

Проведем оценку различных аспектов деятельности организации ООО «Айгуль» по методу Дельфи.

Введем обозначения сфер деятельности:

F1 — производственная деятельность;

F2 — финансовая деятельность;

F3 — снабжение материально-техническими ресурсами;

F4 — управленческая деятельность;

F5 — маркетинговая политика;

F6 — технологическая политика;

F7 — управление персоналом;

F8 — инновационная деятельность;

F9 — рекламная деятельность;

F10 — организационная структура и имидж организации.

Оценки: 8-9 баллов — отличная; 6-7 баллов — хорошая; 4-5 баллов — удовлетворительная; ниже 3-х — слабая.

В качестве экспертов были опрошены специалисты ООО «Айгуль»: генеральный директор, директор филиала мелкооптового магазина, старший товаровед, старший экономист, инспектор кадров, главный бухгалтер, администратор торгового зала, старший продавец, специалист отдела планирования, специалист по рекламе и PR.

Результаты сведем в таблицу:

Экспертные оценки состояния сфер деятельности предприятия

Таблица 2.3

Эксперты

Виды деятельности (F)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Эксперт 1

6

9

8

9

8

8

6

6

9

9

Эксперт 2

7

9

8

8

8

8

4

5

9

8

Эксперт 3

8

8

8

9

8

8

4

7

9

8

Эксперт 4

8

9

7

7

7

8

3

7

8

8

Эксперт 5

8

7

8

7

7

7

6

5

9

8

Эксперт 6

7

7

9

8

7

7

5



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: