8.Развитие малого бизнеса в роccии


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж»

(ГОУ СПО КемГППК)

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Менеджмент»

НА ТЕМУ: «Развитие малого бизнеса в роccии»

Индивидуальное задание

Выполнил: Глухов С.А.

Содержание

1. Теоретические положения развития малого бизнеса

2. Роль малого бизнеса в экономике

3. Современное состояние и воздействие экономического кризиса на функционирование малого бизнеса России

4. резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым ресурсам

5. высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса

6. увеличение риска приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий

7. вынужденный уход в теневой сектор малых предприятий

В условиях рыночной экономики значительную часть предприятий составляют малые. Причем, имеет место постоянная тенденция к увеличению их числа. Сегодня мировая экономика переживает так называемый «бум» малого предпринимательства. Он предопределен углублениям специализации и децентрализации производства; ростом роли услуг в экономике; проведением приватизации и уменьшением регулирующей роли государства в некоторых отраслях, обеспечением государством свободы предпринимательской деятельности, расширением государственной поддержки малого бизнеса. В развитых странах малый бизнес является неотъемлемой частью рыночного хозяйства. Он, как источник прогрессивных экономических изменений, приобрел особенную актуальность в 90-х годах: малые предприятия (МП) содействуют развитию конкуренции, создают новые рабочие места, интенсивно занимаются научными разработками, и тому подобное. Кроме того, малый бизнес является залогом демократизации экономики и общественной жизни, фактором поддержания социальной справедливости в обществе. Зарубежный опыт подтверждает эффективность существования сектору малых предприятий в современной экономике. Никакая «здоровая» экономическая система не может обойтись без баланса большого и малого бизнеса. Для крупного бизнеса необходимы и выгодны емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом, продукция массового производства, соответствующая требованиям, аккумулирования значительных финансовых средств, дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют целый ряд преимуществ в управлении: простота коммуникаций, отсутствие жесткой иерархии, возможность быстрой корректировки целей. Поэтому себестоимость продукции в малом бизнесе, ниже, чем в крупном, при высоком качестве производимой продукции и услуг. Таким образом, малые фирмы, выполняя связующую и посредническую роль между крупными производителями и конечными потребителями, могут вникнуть в нужды каждого конкретного потребителя, способствовать максимальному удовлетворению их потребностей. Кроме того, статистика свидетельствует, что малое предпринимательство является существенным источником новых идей и пополнения доходов бюджетов различных уровней. В секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса. Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Малое предпринимательство — это многогранное социально-экономическое явление, затрагивающее большинство сторон экономической жизни страны и содействующее решению многих его проблем. Однако оно не лишено недостатков и требует поддержки со стороны государственных структур. Малый бизнес — двояк по своей сути: с одной стороны — это организация, а с другой — частное лицо. Именно здесь наиболее тесно смыкаются интересы государства, его налоговая политика и интересы конкретного гражданина, его запросы и возможности для их удовлетворения. Таким образом, именно малый бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса — социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества, поэтому тема данной работы является актуальной. Цель данной работы — изучение роли малого бизнеса в экономике. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи: рассматривались понятие и роль малого бизнеса в экономике; изучался зарубежный опыт функционирования предприятий малого бизнеса; анализировалось состояние малого бизнеса; выявлялись проблемы малого бизнеса в условиях кризиса и определялись пути их преодоления. В процессе выполнения работы использовались учебно-методическая и нормативная литература, статьи и монографии по избранной теме.

Теоретические положения развития малого бизнеса

Экономика развитых стран представлена системой предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые. Собственников этих предприятий объединяет общий корпоративный интерес — сохранение, развитие и защита частной собственности, максимизация прибыли. Вместе с тем бизнес неоднороден, каждая из этих трех групп имеет свои интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и государства к ним, подходы к решению технических и экономических проблем. Различны место и роль этих секторов в экономике. Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции. В тоже время он часто становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке.

Малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые уже в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический облик страны. Этот сектор предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, работающих в основном на массового потребителя товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет им чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Именно благодаря деятельности малых предприятий многие продукты и услуги становятся доступными конечному потребителю. Они разнообразят количество предлагаемых товары на рынке, так как данной сфере выгоднее заниматься каждым продуктом в небольших объемах, получая таким образом прибыль от каждого вида, чем развивать какое-либо одно направление и в случае неудачи обречь себя на полный крах.

В определение термина «малое предпринимательство» у теоретиков нет пока единого мнения. Он прочно укоренился в научной литературе, обиходной речи и даже законодательных актах, но, тем не менее, требует уточнения.

В общем плане предпринимательство — это сфера экономической деятельности, в которой реализует себя предприниматель — инноватор, субъект, ищущий и реализующий новые возможности, сферы и объекты приложения факторов производства, способный выдвигать и осваивать новые товары, технологии, формы и способы обслуживания потребителей, порождать новые потребности и способы их удовлетворения.

Но эта сфера определенным образом структурирована и организована. И первичным структурным звеном предпринимательства выступает предприятие, которое по определенном критериям может быть отнесено к малым, средним и большим. Поэтому когда речь идет о малом предпринимательстве, то мы имеем в виду предпринимательство в рамках малых предприятий обладающие рядом специфических черт и особенностей. Или, в иной терминологии, речь идет о предпринимательстве в сфере малого бизнеса.

В научной литературе вместо термина «малое предпринимательство» часто употребляется термин «малый бизнес». Данные понятия практически тождественны. Отличие состоит лишь в том, что термин «малое предпринимательство» — это юридический термин, поскольку употребляется в нормативных актах за некоторыми исключениями, а «малый бизнес» — экономический. Но, в сущности, это одно и то же явление.

В юридической и экономической литературе дается множество определений МП или малого бизнеса, затрагивающих различные аспекты данного явления. Наибольший интерес представляет определение термина «малое предпринимательство», данное так называемой комиссией Боултона, которая указывает три основных признака малого предприятия:

небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;

правовая независимость — предприятие управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником или партнерами-собственниками, которые сами контролируют свой бизнес. Это условие позволяет исключить мелкие филиалы крупных фирм;

персонифицированное управление, предполагающее, что собственник или партнеры-собственники сами участвуют во всех аспектах управления бизнесом и в процессе принятия всех решений и свободны от любого контроля извне.



Роль малого бизнеса в экономике

Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:

малое предприятие обеспечивает потребности рынка в тех товарах и услугах, которые средним и крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам, например из-за ограниченных потребностей местных рынков;

более высокая оборачиваемость капитала;

малые предприятия часто проявляют себя как новаторы.

Эффективное функционирование экономики возможно лишь при оптимальном соотношении количества крупных, средних и малых предприятий. В нашей стране количество малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями гораздо меньше, чем в развитых странах. В США 97% предприятий — малые, а в России — 28%.

Чем же привлекателен для экономики малый бизнес

Во-первых, единство права собственника и непосредственного управления предприятием. Способность и готовность функционеров малого бизнеса брать на себя риск и нести ответственность за принимаемые решения предполагает именно такое единство.

Во-вторых, так называемая обозримость малого предприятия. Небольшие размеры позволяют устанавливать неформальный, личностный характер отношений между работником и работодателем, обеспечивать более действенный механизм мотивации труда и более высокую степень удовлетворенности им.

В-третьих, относительно небольшие рынки сбыта, не позволяющие малой фирме оказывать влияние на цены и объем реализации продукции в рамках отрасли. Однако некоторые малые фирмы столь удачно определяют свою рыночную нишу, что практически становятся монополистами в ее пределах со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В-четвертых, персонифицированный характер отношений предпринимателя с партнерами-поставщиками ресурсов и покупателями готовой продукции. Это объясняется тем, что малое предприятие в принципе рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

В-пятых, семейный характер предприятия, ведения дела: семья нередко включается в число работников, базовый капитал малого предприятия часто формируется за счет семейных сбережений, само дело наследуется представителями семьи и т.д.

Наконец, в-шестых, малым фирмам свойственен особый характер финансирования. Если крупные корпорации формируют необходимые финансовые средства через фондовые биржи, то малое предприятия может рассчитывать на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и неформальный рынок капитала (средства берутся взаймы у друзей, родственников, других предпринимателей и т.п.).

Таким образом, можно сказать, что небольшие фирмы образуют фундамент, на котором строятся более высокие «этажи» хозяйства и который во многом определяет архитектуру всего здания экономики.

Это объясняется следующим.

Прежде всего, следует подчеркнуть интегрирующую (связующую экономику в единое целое) роль малых предприятий (этот тип фирм называют коммутантами, т.е. соединителями).

Дело в том, что в рыночном хозяйстве наличие платежеспособного спроса на какой-либо товар должен автоматически рождать его предложение. Но характерной чертой современного эффективного производства является его избирательность: оно экономически оправдано и выгодно далеко не в любых условиях.

Без малых фирм экономика приобрела бы «лоскутный» характер: одни потребности рынка удовлетворялись бы с достаточной полнотой — те, на базе которых можно создать масштабное сверхприбыльное или специализированное выгодное производство, другие же, не отвечающие этим требованиям, не удовлетворялись бы. Это противоречие решается с помощью фирм-коммутантов, основной стратегией которых является постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей, непрерывное приспособление к конъюнктуре рынка. Не случайно для деятельности таких фирм характерно отсутствие планирования — они по определению должны быть мобильными, готовыми к переменам.

Прежде всего, малый бизнес — это дополнительные рабочие места, заработная плата и, соответственно, социальная защищенность работников. Кроме того, малое предпринимательство является одним из источников доходов бюджетов всех уровней. Оно дает возможность людям проявить свои возможности и скрытые способности. Малое предпринимательство направлено на максимальное удовлетворение спроса потребителей, часто в тех отраслях, от которых отказались крупные фирмы. Желая выжить, предприятия стремятся снижать издержки производства, что способствует снижению уровня цен на продукцию. Малые фирмы содействуют ускорению распространения новой продукции.

Чем определяются позиции малых предприятий в конкурентной борьбе?

У таких фирм обычно есть два возможных варианта поведения.

Первый — выбор такой сферы деятельности, где малый размер предприятия обеспечивает наибольшую эффективность. Вполне эффективными, конкурентно способными могут оказаться и семейная ферма, и минихлебопекарня, и маленькая прачечная, и даже предприниматели — надомники, использующие современные информационные технологии (инженер — проектировщик, использующий систему проектирования с помощью компьютера, брокер, использующий автоматизированную систему продаж, врач, работающий с автоматизированной системой диагностики и т.п.). Добавим к этому уникальные не типичные для других фирм мотивы деятельности владельцев малых предприятий: не только, и не столько обогащения, но и возможность быть независимыми и реализовать себя в бизнесе.

Позитивное влияние на конкурентные позиции малых предприятий оказывают и государственная поддержка (если она имеет место).

Названные факторы способствуют тому, что малое предпринимательство выдерживает конкуренцию с более крупным бизнесом, но только до тех пор, пока оно остается малым. Его рост будет означать утрату тех преимуществ, которые обеспечивали его эффективность.

Другой вариант поведения малой компании — это определенное взаимодействие, симбиоз с крупной корпорацией. В ряде случаев это означает для малого предприятия потерю свободы, самостоятельности, превращение в придаток крупной корпорации.

Характеризуя роль малого предпринимательства в экономике, необходимо подчеркнуть его функцию по рациональному использования ресурсов. Речь идет, прежде всего, о трудовых. Малые предприятия выступают как работодатели для значительной части населения. Малый бизнес в странах с социально — ориентированной рыночной экономикой создал 70% новых рабочих мест. Проблема занятости, массированного нарастания безработицы является общемировыми. Как показывают разработки международных организаций, в частности МОТ и ООН, экономический рост не создает адекватного количества новых рабочих мест. Из примерно 50 стран с растущей экономикой в последнее десятилетие количество рабочих мест увеличилось только в семи.

Малые предприятия обеспечивают национальное использование и материальных ресурсов, в том числе и широкое применение местных источников сырья и отходов крупного производства. Надо упомянуть и включение в производство финансовых ресурсов части населения путем перевода их из состояния накопления в состояние инвестиций.

Существенно и то, что малое предпринимательство обеспечивает приближение производства товаров и услуг к потребителю, сокращение на этой основе расходов по доставке из крупных промышленных центров на периферию, обеспечивая тем самым выравнивание уровней товарной обеспеченности в населенных пунктах различных масштабов и различных регионов.

Таким образом, малое предпринимательство выступает как неотъемлемый, объективно необходимый, выполняющий важные функции сектор рыночной экономики.

Однако малый бизнес имеет и некоторые недостатки. Небольшой объем операций лимитирует возможности малого предприятия расширять свою деятельность, а также вести большие научные разработки. МП отличаются повышенной впечатлительностью к колебаниям рыночной конъюнктуры, которая приводит к частым разорениям и банкротствам. Соответственно работники малых компаний являются менее социально защищенными, чем на больших фирмах.

Положение малого предпринимательства во многом зависит от внешней среды. Это совокупность элементов, непосредственно влияющих на становление и функционирования малого предпринимательства. Элементы внешней среды можно условно разделить на 4 группы.

Первая — это совокупность важнейших для малого бизнеса рынков: ресурсных (средств производства, рабочей силы, финансов, информации и т.п.) и сбытовых

Вторая группа элементов внешней среды представлена рыночными институтами (государственными и финансово — кредитными) и агентами (крупным и средним бизнесом). В третью группу можно включить комплексы общественных отношений: правовых, социально — культурных, политических. Наконец, четвертая группа включает экономическую конъюнктуру, экологию, НТП, структуру народного хозяйства.

Внешняя среда малого предпринимательства отличается рядом специфических черт отличающих её от среды крупного и среднего бизнеса. Это, прежде всего, неоднократно подчеркиваемая неопределенность этой среды, связанная с рядом особых обстоятельств. Одним из них является то, что малое предприятие, как правило, действуют на локальных рынках, обладающей большей степенью неопределенности и стихийности по сравнению с рынками крупных корпораций. Вторая ключевая особенность внешней среды малого предпринимательства — его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, финансово — кредитными институтами и т.п. Третья черта — исключительная подвижность, изменчивость внешней среды, интенсификация изменений в ней, особенно в условиях переходной экономики.

Негативные воздействия внешней среды вызывают со стороны малых предприятий защитные, адаптивные реакции. Но возможности малого предприятия противостоять, деструктивным факторам ограничены. Отсюда возникает проблема неукорененности, относительно не высокой жизнеспособности малого предпринимательства. Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

Не случайно во многих странах с развитой рыночной экономикой развитию малого бизнеса уделяется большое внимание и оказывается поддержка со стороны государства.

Поддерживая малое предпринимательство, государство выполняет две функции: управленческую и обеспечивающую.

Первая функция должна стать ведущей, поскольку именно она придает развитию малого бизнеса устойчивый, эффективный и управляемый характер, — это формирование правовой среды функционирования малого предпринимательства, а также решение организационно-административных вопросов и контроль.

Обеспечивающая функция состоит в обслуживании малых предприятий, доведение до них материальных, денежных и информационных ресурсов, госзаказов, оказание им услуг и т.д. широко используемое понятие «поддержка малого предпринимательства» обозначает в данном случае синтез управленческой и обеспечивающей функций государства.

Современное состояние и воздействие экономического кризиса на функционирование малого бизнеса России

По данным Федеральной службы государственной статистики, число малых предприятий на 1 января 2008 г. превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей — 3,4 млн человек. В 2007 г. продолжали расти объемы оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007 г. можно рассматривать как положительные. Тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2006-2008 гг. была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.

Однако указанные положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть снижены воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированными в III квартале 2008 г. К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкую инвестиционную активность. Существуют также и специфические факторы:

1) резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым ресурсам.

Как правило, субъекты малого предпринимательства в меньшей степени, чем крупные и средние предприятия, пользуются кредитами для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Они используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящее время испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять им кредиты.

Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков с большой долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том числе поднимать процентные ставки по кредитам. Это приведет к тому, что не все субъекты малого предпринимательства смогут рассчитывать на получение кредита;

2) высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса.

Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на их товары и услуги окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к уменьшению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятие снизить издержки за счет сокращения объема выпуска продукции и штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности;

нецелесообразность использования при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию — отгрузка продукции», поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме;

3) увеличение риска приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий.

В случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые из этих организаций могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийных фондов. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса;

4) вынужденный уход в теневой сектор малых предприятий.

В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск — на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление в целях сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.

В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных явлений в экономике субъекты малого предпринимательства будут:

замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение деятельности (покупка нового оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);



прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;

пересматривать методы работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию);

наращивать привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынков и перестанут пользоваться услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен.

Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К ним прежде всего относятся:

предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;

предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;

предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;

предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;

предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному/муниципальному заказу.

Кризис может привести к значительному количественному сужению малого бизнеса, т.е. к уходу с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, а также к сокращению численности занятых на малых предприятиях, снижению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

Следует отметить, что основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства носят финансовый характер:

отсутствие оборотных средств;

отсутствие доступа к банковским кредитным услугам как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;

отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;

снижение спроса на продукцию — при неизменном уровне издержек ухудшение показателей оборачиваемости капитала, уменьшение нормы прибыли и рентабельности бизнеса;



риск неплатежей от контрагентов — отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания».

Для предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение издержек.

Прежде всего необходимо увеличить финансовую поддержку малого предпринимательства. Так, можно повысить объемы кредитования малого предпринимательства по программам государственных банков (например, Внешэкономбанка), а также провести специальный конкурс по размещению средств государственного бюджета в негосударственных банках (кредитование частных банков), при этом данные ресурсы негосударственные банки должны будут потратить на расширение кредитования малых предприятий.

Еще одной мерой в области финансовой поддержки может стать увеличение финансирования программ поддержки малого предпринимательства, осуществляемого по результатам конкурса по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2008 г. предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, выполняемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации. При этом дополнительные средства, выделяемые из государственного бюджета, можно пропорционально разделить между субъектами Российской Федерации — победителями данного конкурса, а основное внимание уделить увеличению объемов прямой финансовой поддержки малых предприятий и организаций, образующих финансовую инфраструктуру поддержки малых предприятий, в том числе субсидированию их расходов, выделению грантов начинающим предпринимателям, созданию и развитию микрофинансовых организаций, гарантийных фондов, фондов инвестиций.

Другой действенной мерой в области финансовой поддержки выступает создание новых и расширение действующих гарантийных фондов (фондов поручительств) — специальных некоммерческих фондов, предоставляющих поручительства и залоги за субъектов малого предпринимательства, у которых недостаточно собственного имущества для полноценного обеспечения обязательств по банковским кредитам. Формирование и использование гарантийных фондов направлены на упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным услугам наиболее надежных кредитных организаций, предъявляющих высокие требования к финансовой прозрачности заемщиков и экономической надежности финансируемых проектов. Опыт создания гарантийных фондов имеется в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Воронежской, Свердловской областях, Республике Удмуртия, Ханты-Мансийском АО и других субъектах Российской Федерации. За счет средств федерального бюджета в 2006-2007 гг. поддержано создание 23 региональных гарантийных фондов с общей капитализацией 3,3 млрд руб. Обеспечены гарантиями кредиты предпринимателей на сумму свыше 5 млрд руб. Необходимо и дальше создавать гарантийные фонды, а также условия для развития действующих фондов.

Второй группой мер являются меры в области имущественной поддержки. В условиях вынужденного сокращения издержек арендные ставки и цена недвижимости будут оставаться значительным фактором, влияющим на себестоимость продукции и услуг малых предприятий. Соответственно мерой, направленной на облегчение доступа к имуществу, а также на сокращение издержек малых предприятий, может стать снижение ставок по аренде нежилых помещений и земельных участков, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности.

Отдельной группой мер выступают специальные меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий и замещение импорта. Здесь нужно обратить внимание на недопустимость снижения объемов федеральных, региональных, муниципальных заказов, предназначенных для малых предприятий. В соответствии с законодательством о размещении государственных и муниципальных заказов государственный заказчик обязан размещать 10-20% государственного заказа исключительно на торгах, проводимых для субъектов малого предпринимательства по отдельной номенклатуре товаров, работ, услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации. При этом стоимость заказа, который размещается на таких торгах, не должна превышать 3 млн руб. на работы и товары и 2 млн руб. на услуги. В целях привлечения малых предприятий к выполнению государственного заказа можно увеличить верхнюю границу, установленную для размера начальной (максимальной) цены заказов. Это позволит малым предприятиям, работающим по государственным контрактам, получить доступ к дополнительным средствам, которые они могли бы использовать на поддержание и расширение своей деятельности, а также повысить интерес к участию в государственных закупках у малых предприятий — потенциальных участников заказа. Кроме того, с целью расширения доступа малых предприятий к государственному заказу можно создавать специальные электронные площадки, которые объединяли бы заказы, предназначенные для малых предприятий и размещаемые различными государственными заказчиками, а также служили бы средством широкого информирования субъектов малого предпринимательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты.

Определенное воздействие на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий могут также оказать меры по регулированию импорта ввозимых товаров, в частности квотирование, а также введение дополнительных таможенных пошлин на товары, связанные с потреблением (прежде всего продукты питания).

В условиях кризиса необходимо уделять внимание и осуществлению специальных информационных мероприятий и акций (включая проведение специальных семинаров, конференций, брифингов, размещение информации на сайтах федеральных и региональных органов государственной власти, посвященных вопросам малого предпринимательства), направленных на разъяснение информации:

об особенностях и последствиях кризиса;

о влиянии кризиса на деятельность малых предприятий;

о специфике управления в условиях кризиса;

о дополнительных возможностях доступа малых предприятий к финансовым и имущественным ресурсам.

Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях экономического кризиса, можно подразделить на три группы:

налоговое регулирование;

сокращение административных барьеров;

кадровая поддержка малых предприятий.

Меры в области налогового регулирования могут предполагать предоставление «налоговых каникул» для вновь образованных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (например, временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения).

В целях высвобождения у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия за счет снижения отдельных налогов (ЕСН в первую очередь). В целом снижение налогов для малых предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.

Кроме того, необходимо продолжить работу по устранению административных барьеров, препятствующих деятельности малых предприятий. Следует ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской ответственности, ограничения внепроцессуальных прав милиции и обеспечения возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия. Прежде всего, требуются дальнейшее упорядочение принципов и регламентация порядка проведения проверок малых предприятий, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса. Реальные изменения должны произойти не только в идеологии, но и в правоприменительной практике. В целях упорядочения налоговых поверок общий порядок проведения контроля можно распространить и на налоговый контроль.

Что касается замены обязательной сертификации декларированием, то принятие соответствующего закона необходимо дополнить практическими шагами по оптимизации данной формы оценки соответствия. В приоритетном порядке нужно подготовить предложения по существенному сокращению перечня сертифицируемых видов продукции и уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия. При этом следует придерживаться целевой установки на сокращение доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50% в 2009-2010 гг., и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательной сертификации с закреплением конкретных показателей результативности его реализации. Сокращение издержек на сертификацию, которые являются серьезным барьером для малого бизнеса, приведет к увеличению свободных средств предприятий, часть из которых может быть направлена на инвестиции.

Необходимо также упростить доступ малых компаний к электросетям и установить низкие фиксированные цены для подключения к энергомощностям малых предприятий.

Учитывая высвобождение большого количества работников, уволенных со средних и крупных предприятий, можно предпринять определенные меры по их привлечению на малые предприятия и тем самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса. Определенную роль здесь может сыграть активизация работы государственных и муниципальных служб занятости с конкретными малыми предприятиями по трудоустройству на них новых работников.

Малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые уже в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический облик страны. Этот сектор предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, работающих в основном на массового потребителя товаров и услуг.

Для достижения сбалансированности экономики необходимо добиться того, чтобы развитие крупных корпораций происходило в среде, насыщенной малыми предприятиями. Данная взаимосвязь обусловлена тем, что малые предприятия в интересах развития экономики выполняют следующие крайне необходимые социально-экономические функции:

расширяют спрос на оборудование, сырье, материалы;

способствуют формированию дополнительных доходов у населения, а следовательно, расширяют спрос на потребительские товары и услуги;

сглаживают дифференциацию общества по уровню благосостояния, способствуют созданию среднего класса;

помогают решать проблему занятости населения;

продвигают новые технологии, новые, более эффективные, решения (не случайно многие крупные компании выступают в роли спонсоров мелких инновационных фирм);

дополняют, а в результате являются неотъемлемой частью производственной и сбытовой инфраструктуры многих крупных корпораций, что в значительной мере позволяет обеспечить гибкость их управления.

Предпринимательские отношения и, в частности, отношения, связанные с организацией и деятельностью малого предпринимательства являются предметом регулирования нескольких отраслей законодательства гражданского, административного, налогового, бюджетного.

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования.

Мировой опыт свидетельствует и о том, что без государственной поддержки развитие малого предпринимательства происходит очень медленно.

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования.

В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.

Для первого этапа (1985 — 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер.

Во время второго этапа (1987 — 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения.

Третий этап (1989 — 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий.

1992 год — год шоковой терапии — характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Рост числа малых предприятий в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.

Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.

В 1994-1995 гг. проводимая российским правительством политика умеренно-жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества малых предприятий, но с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой малое предпринимательство стало играть роль, характерную для него в нормальной рыночной экономике.

Малое предпринимательство в России обладает рядом отличительных особенностей. Это высокий уровень диверсификации (много профильности) малых предприятий, стремление к максимальной самостоятельности, высокая доля «теневого» сектора, низкий технологический и управленческий уровень деятельности.

На текущем этапе малый бизнес также испытывает воздействие экономического кризиса.Для предотвращения его негативного влияния на деятельность субъектов малого предпринимательства должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение издержек.

Литература, взято с сайта :

1- http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/4778-2012-11-20-14-19-44




Предыдущий:

Следующий: