36.Бизнес-планирование

Бизнес-планирование в инновационной деятельности предприятия

Инновационная деятельность предприятия отражается в бизнес-планах и инвестиционных проектах, разработка которых осуществляется на основе логистических подходов. Термин «бизнес-план» появился только с началом рыночных реформ. Первоначально ошибочно считалось, что рыночная экономика отвергает экономическое планирование и вместо этой формы должна быть введена новая форма — бизнес-планирование, т. е. бизнес-план. Однако рыночная экономика не отрицает экономическое планирование, которое разрабатывается на тщательном изучении рынка с использованием методов маркетинга, на относительно небольшие периоды (до 1 года), а главное, в масштабах данного предприятия. Предметом экономического планирования является повседневная деятельность предприятия и включает в себя следующие планы: план производства продукции, работ и услуг; план по затратам на производство продукции; план по персоналу; план по сбыту продукции, работ и услуг; план по финансам; план организационно-технического развития. Этот перечень является типовым и конкретизируется в зависимости от специализации, объема производства и ряда других факторов деятельности данного предприятия. Предметом бизнес-планирования являются инновации — организованные, технологические, продуктовые. Экономическое планирование и бизнес-планирование играют самостоятельную роль в производственно-коммерческой деятельности предприятия и не пересекаются друг с другом. Экономическое планирование определяет текущую детальность предприятия. Бизнес-планы разрабатываются в следующих случаях: для престижа предприятия (фирмы), при обосновании кредита для финансирования инновации, в комплексе мероприятий антикризисного управления, по требованию зарубежных партнеров. Такие бизнес-планы разрабатываются нерегулярно и зачастую формально. В бизнес-плане промышленного предприятия должны присутствовать: характеристики отрасли и тенденций ее развития; раздела маркетинга, в котором рассматриваются целевые рынки, конкуренция, а также вопросы сбыта, рекламы и ценообразования, прогноза, необходимого для реализации проекта финансового плана с указанием того, как эти средства будут расходоваться; баланса денежных потоков, прогноза устойчивости инвестиционного плана — графика окупаемости, графика убыточности и описания коллектива разработчиков. Для наглядного представления информации желательно использовать графики, диаграммы, фотографии и т. д. Схемы систематизации разделов бизнес-плана промышленного предприятия, используемые в российской и зарубежной практике, по сути своей одинаковы и могут различаться только по форме представления и расположению частей. В нем обычно представлены следующие разделы: резюме; меморандум конфиденциальности; описание предприятия и отрасли; описание продукции; маркетинг-план; инвестиционный план; производственный план; организационный план; финансовый план и показатели эффективности проекта: анализ рисков (анализ чувствительности) проекта; выводы и приложения. Основным документом, сопровождающим инвестиционный проект на начальной стадии жизненного цикла, является бизнес-план. В зависимости от характера предлагаемого проекта бизнес-план может содержать разделы, отражающие его специфические особенности, но в целом содержание такого рода делового документа более или менее стандартно. Как отмечают многие эксперты, редко подготовленный бизнес-план соответствует приведенной схеме, что затрудняет полный и квалифицированный анализ проекта. Обращает на себя внимание, что в этих, равно как и в других рекомендациях, логистика даже не упоминается, а в резюме бизнес-план превращается в инвестиционный проект. Описательный характер бизнес-планов есть следствие недооценки роли логистики, причем не только как метод современной экономики, но и как искусства счета — одним из принципов логистики являются инновации (т. е. планируется не бизнес, а именно инновации). Действительно, бизнес (дело) и предпринимательство неразрывно связаны между собой, но одним из определяющих признаков предпринимательства являются инновации, т. е. выстраивается триада: предпринимательство — инновация — бизнес. Сущность планирования определяется тем, что планирование есть одна из функций управления. Согласно кибернетике, управление заключается в осуществлении следующих функций: планирование, регулирование (т. е. осуществление плана), учет, контроль, анализ. На основании изложенного предлагается следующее определение: «Бизнес-планирование представляет собой процесс формирования концептуальной системы, отображающей инновационную деятельность предприятия». Следовательно, бизнес-план есть концептуальная модель данной инновации.

Предыдущий:

Следующий: