(36 вопрос)Симфония №5

Симфония № 5 ре минор, op.47, — симфония Дмитрия Шостаковича, созданная в период между апрелем и июлем 1937 года. Впервые исполнена 21 ноября 1937 года в Ленинграде. Работа имела огромный успех, и, по словам Мстислава Ростроповича, получила овации со слезами на глазах[1], длившиеся по крайней мере 40 минут. Симфония является одним из наиболее популярных произведений Шостаковича.

Огромное напряжение и трагедийная сила. Ее основное содержание составил богатый и разнообразный мир человеческих переживаний, чувств: страстные, волевые порывы — и мучительная, затаенная боль, стремительное нагнетание динамики, действия — и тихое восхищение перед жизнью, перед ее извечной, непреходящей красотой и мудростью.

История создания

После гонений 1936 года за оперу «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей» Шостакович находился под давлением. От него требовали упростить свою музыку и адаптировать её к модели социалистического реализма. Адекватный образ социалистического реализма в музыке означает монументальный подход и возвышенная оптимистическая риторика. Музыка Шостаковича была сочтена слишком сложной технически, оперу «Леди Макбет Мценского уезда» поносили в «Правде». На заседании Союза композиторов через неделю после этой статьи Лев Книппер, Борис Асафьев и Иван Дзержинский предложили помочь композитору встать на правильный путь. В такой обстановке у Шостаковича, как представляется, нет другого выбора, кроме как подчиниться.

Шостакович обратился к помощи маршала Михаила Тухачевского. Один из высших офицеров в Красной армии с 1925 года был покровителем композитора. Тем не менее, сам маршал стал жертвой, осужден по обвинению в измене и расстрелян. Многие из друзей и родственников Шостаковича были арестованы и исчезли, а на протяжении года композитор опасался, что то же случится и с ним.

Такова была ситуация, с которой Шостакович столкнулся в апреле 1937 года. Если он хочет что-либо сделать, но не поддаваться давлению партии, он должен действовать тонко, так как все взоры будут на нём и его сочинениях. Его форма музыкальной сатиры была осуждена и с ней не будут мириться впредь. Он должен был превратить простоту, которую требовали от него власти, в силу.

Одна работа, написанная ранее, смогла добиться этого — Четвёртая симфония Малера. Малер начал свою Четвертую симфонию в режиме детской простоты, однако в дальнейшем стало очевидным, что первое впечатление было обманчивым. Шостакович использовал отрывок из Малера в своей симфонии.

Через четыре месяца после Четвёртой симфонии, Шостакович начал писать Пятую симфонию. Эта работа, как он надеялся, будет означать его политическую реабилитацию. Композитор даже дал симфонии подзаголовок «Ответ советского художника на справедливую критику». Этот «ответ» мог бы сойти за пример героического классицизма, который от него требовали. Шостакович сократил свой музыкальный стиль при этом усилив содержательность и углубив двусмысленность. Шостакович нашел язык, с помощью которого он мог говорить с властью все последующие годы.

Марш энтузиастов переходит в полный деланного веселья танец, потом же по нарастающей звучит тема страха. К третьей части музыка излучает чувство постигшего всех горя, в котором каждый остался одинок.


Предыдущий:

Следующий: