2-Субъекты бизнеса


Субъект бизнеса

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЛЕКЦИИ

Профессор Лосев Е.Ф.

Тема-2

СУБЪЕКТЫ БИЗЕСА И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ БИЗНЕСА

ВОПРОСЫ:

1.Типы субъектов бизнеса.

2.Предпринимательский и потребительский бизнес.

3.Субъекты бизнеса на рынке труда.



4.Особенности государственного бизнеса.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

ОСНОВЫ БИЗНЕСА. Под ред. Проф. Рубина Ю.Б., проф. Ягодкиной И.А. МЭСИ. 2005.

ОСНОВЫ БИЗНЕСА. Лосев Е.Ф. и др. Учебное пособие. Калининград: МЭСИ. 2007.

ОСНОВЫ БИЗНЕСА : Учебно-методический комплекс. Бочаров С.А., Иванов А.А., Олейников С.Я. – М.:

Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 447 с.

Возврат

1.ТИПЫ СУБЪЕКТОВ БИЗНЕСА.

С позиций формальной логики, СУБЪЕКТ БИЗНЕСА - это АКТИВНАЯ СТОРОНА ЛЮБОЙ СДЕЛКИ, носитель совокупности прав и ответственности, возникающих в ходе подготовки и реализации сделки.

С позиций формальной логики, СУБЪЕКТ БИЗНЕСА - это АКТИВНАЯ СТОРОНА ЛЮБОЙ СДЕЛКИ, носитель совокупности прав и ответственности, возникающих в ходе подготовки и реализации сделки.

Субъекты бизнеса

Сам термин «СУБЪЕКТ БИЗНЕСА», равно как и его английский эквивалент — «БИЗНЕСМЕН» businesi man»), не имеют однозначного определения в принятых в России нормативно-правовых документах, поэтому в дальнейшем, используя названное понятие, мы будем РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИМ:

СУБЪЕКТАМИ БИЗНЕСА ВЫСТУПАЮТ ОТДЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ фирмы, в том числе учреждения, организации, предприятия, партнерства, фонды, товарищества, общества (их обычно определяют в качестве юридических лиц), а также иные субъекты, не являющиеся ни физическими, ни юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством той или иной страны (в России к таковым относятся собственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования);

СУБЪЕКТЫ БИЗНЕСА, РУКОВОДСТВУЯСЬ ДЕЛОВЫМИ ИНТЕРЕСАМИ, МОГУТ ЗАНИМАТЬСЯ ЛЮБЫМ ТИПОМ И ЛЮБЫМ ВИДОМ ДЕЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, не запрещенными действующим законодательством;

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ БИЗНЕСА ЯВЛЯЕТСЯ ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ, это означает, что никакие различия в национальном законодательстве разных стран не могут отменить способности субъектов бизнеса вступать в деловые отношения между собой по всему свету;

«СУБЪЕКТЫ БИЗНЕСА» — ЭТО КАТЕГОРИЯ, ХАРАКТЕРНАЯ ДЛЯ ЛЮБОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА; в каждой из таких форм родовые признаки бизнеса выступают на поверхности явлений с учетом особенностей, присущих именно данной форме, каковой, к примеру, является рыночная экономика.

Разграничение субъектов бизнеса по признаку их функциональной специализации обуславливает следующую классификацию субъектов бизнеса:

СУБЪЕКТЫ

БИЗНЕСА

Субъекты

потребительского бизнеса

Субъекты

государственного бизнеса

Субъекты

наемно-трудового

бизнеса

Субъекты

предпринимательского бизнеса

Субъекты

межгосударственного бизнеса

СУБЪЕКТЫ

БИЗНЕСА

Субъекты

потребительского бизнеса

Субъекты

государственного бизнеса

Субъекты

наемно-трудового

бизнеса

Субъекты

предпринимательского бизнеса

Субъекты

межгосударственного бизнеса

Приведенная классификация отражает прагматическую концепцию бизнеса.

Если же мотивы, которые заставляют упомянутых субъектов вступать во взаимные отношения, опираются на деловые основания, налицо именно деловые отношения между ними, т.е. бизнес, а сами участники данных отношений, несомненно, являются субъектами бизнеса.

Субъект бизнеса

2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ И



ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БИЗНЕС

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ БИЗНЕС.

В экономической литературе понятие «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним понимался человек, берущий на себя «ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПО ПРОИЗВОДСТВУ ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВУ ОБЪЕКТА»

В качестве научного термина понятие «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ» употреблялось в работах известного английского экономиста начала XVIII в. Ричарда КАНТИЛЬОНА. Он считал, что РАСХОЖДЕНИЕ МЕЖДУ СПРОСОМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕМ НА РЫНКЕ дает возможность отдельным субъектам рыночных отношений и ПОКУПАТЬ ТОВАРЫ ПОДЕШЕВЛЕ И ПРОДАВАТЬ ИХ ПОДОРОЖЕ.

Именно этих субъектов отношений он назвал предпринимателями, что в переводе с французского означает «посредник».

Адам Смит под ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ понимал собственника предприятия, который целью своей деятельности видит получение предпринимательского дохода.

Субъект бизнеса

Йозеф Шумпетер

Йозеф Шумпетер

Своеобразную трактовку предпринимательства предлагал

Йозеф ШУМПЕТЕР, считавший, что предпринимателем может быть не только отдельный человек, но и группа лиц.

Предприниматель необязательно является собственником условий производства, полагал Й. Шумпетер, предпринимателем субъект бизнеса будет лишь тогда, когда он внедряет в производство или обращение новые, не применявшиеся ранее приемы деловой деятельности.

Предпринимательская деятельность.

В Гражданском кодексе Российской Федерации (ст.2.) содержится следующее определение: «…ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЯВЛЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ НА СВОЙ РИСК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке».

Понятие «НА СВОЙ РИСК» характеризует положение дел, в котором вся полнота ответственности за осуществляемую деятельность возлагается на субъекта этой деятельности.

РИСК

предпринимательская деятельность может осуществляться лишь лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей;

предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РИСК

предпринимательская деятельность может осуществляться лишь лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей;

предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ является разновидностью профессиональной деятельности людей.

При определении предпринимательства как профессии следует подчеркнуть, что данной профессии, как и любой другой, необходимо учиться, поэтому, во всем мире широко распространены школы бизнеса, специализирующиеся на подготовке, профессиональной переподготовке предпринимателей, повышении предпринимательской квалификации.

Богатство отдельных предпринимателей не должно рассматриваться как нетрудовой доход. Как и наемный работник, предприниматель обязан профессионально заниматься

своей деятельностью

Преуспевание общества во многом зависит от наличия «критической массы предпринимателей, и общество прямо заинтересовано в постоянном увеличении и обновлении этого слоя людей.

Но далеко не каждому удается начать свое дело и удачно, без потерь войти в систему бизнеса.

Основу предпринимательского бизнеса составляет

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА.

Ликвидировать

бизнес

Удерживать бизнес

Создавать

бизнес

Смысл

предпринимательства

Ликвидировать

бизнес

Удерживать бизнес

Создавать

бизнес

Смысл

предпринимательства

Субъекты бизнеса Субъект бизнеса Субъект бизнеса Субъекты бизнеса Субъект бизнеса Субъект бизнеса Субъекты бизнеса Субъект бизнеса

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БИЗНЕС.

Субъекты предпринимательского бизнеса занимаются разнообразными видами деловой деятельности, но их всех объединяет необходимость создания товаров (оказания услуг, выполнения работ) для потребителей.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ зависят от ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

Потребители, как правило, не есть лишь пассивная сторона в сделках с предпринимателями, они являются равноправными участниками деловых отношений.

ГЛАВНЫЙ ЭГОИСТИЧЕСКИЙ ДЕЛОВОЙ ИНТЕРЕС ПОТРЕБИТЕЛЕЙ — приобретение товаров и услуг — реализуется посредством самостоятельного установления контактов с производителями и продавцами продукции (услуг, работ) на основе самостоятельного поиска контрагентов по принципу максимизации выгоды.

Если для предпринимателей выгодой является доход (как правило, в любой форме), то для потребителей такой выгодой является товар (услуга), наилучшим образом удовлетворяющий потребность.

Субъект бизнесаСубъекты бизнеса

Реализуя свои потребительские интересы, извлекая выгоду из осуществляемых сделок, данная категория граждан делает свой специфический потребительский бизнес.

Таким образом:

Под ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ БИЗНЕСОМ здесь и далее мы понимаем ДЕЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ в сфере купли-продажи товаров (услуг, работ) и в сфере непосредственного потребления товаров, в ходе которого между потребителями и другими субъектами бизнеса устанавливаются, поддерживаются, развиваются либо прекращаются деловые отношения.

Под ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ БИЗНЕСОМ здесь и далее мы понимаем ДЕЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ в сфере купли-продажи товаров (услуг, работ) и в сфере непосредственного потребления товаров, в ходе которого между потребителями и другими субъектами бизнеса устанавливаются, поддерживаются, развиваются либо прекращаются деловые отношения.

Потребители являются самой многочисленной категорией субъектов бизнеса, ибо таковыми выступают все без исключения люди.

Чтобы жить и выживать, человеку приходится постоянно что-то потреблять -

удовлетворять свои потребности.

Объективной закономерностью экономического развития является ПОСТОЯННЫЙ РОСТ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ по мере эволюции материальных и нематериальных благ, выступающих предметами и объектами потребления.

Данная закономерность называется ВОЗВЫШЕНИЕМ ПОТРЕБНОСТЕЙ людей, ее главной отличительной чертой является относительное опережение возвышения потребностей по сравнению с развитием совокупности предметов и объектов потребления

Это значит, что ЗАПРОСЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПОСТОЯННО ОКАЗЫВАЮТСЯ НА ШАГ ВПЕРЕДИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, создаваемых предпринимателями, СПРОС ОБЯЗАТЕЛЬНО ОПЕРЕЖАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ и потребителям всегда должно чего-то не хватать.

Это значит, что ЗАПРОСЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПОСТОЯННО ОКАЗЫВАЮТСЯ НА ШАГ ВПЕРЕДИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, создаваемых предпринимателями, СПРОС ОБЯЗАТЕЛЬНО ОПЕРЕЖАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ и потребителям всегда должно чего-то не хватать.

Определим КОНЕЧНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ материальных и нематериальных благ,

а их деловую деятельность как КОНЕЧНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БИЗНЕС.

КОНЕЧНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ РАЗЛИЧАЮТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ ПО СЛЕДУЮЩИМ ПРИЗНАКАМ:

по технологии потребления благ (индивидуальные потребители, семьи или домохозяйства, не формальные потребительские группы и коллективы;

по полу (мужчины, женщины);

-по возрасту;

-по уровню образования;

-по социально-профессиональному статусу (государственные служащие, предприниматели, менеджеры разного уровня, инженеры, творческие работники, промышленные рабочие, сельскохозяйственные рабочие, безработные граждане и т.п.);

-по психологическому типу личности;

-по функциональным потребительским признакам (по быстроте реакций на информацию о товарах, по степени интенсивности потребления по степени приверженности той или иной марке товара, фирме-изготовителю и др.);

-по уровню личных (семейных, групповых) доходов и уровню личного (семейного, группового) благосостояния;

-по степени причастности к тому или иному социальному слою общества (верхний слой, средний слой, нижний слой);

-по стилю жизни.

Основу конечного потребительского бизнеса составляет

частная собственность на предметы и объекты потребления.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ

БИЗНЕС

Отражает заинтересованность людей в конечных результатах производства

Является уравновешивающей силой и стимулятором по отношению к предпринимательскому бизнесу.

Основан, на всеобщем вовлечении людей в деловые отношения

Особенности конечного

потребительского бизнеса

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ

БИЗНЕС

Отражает заинтересованность людей в конечных результатах производства

Является уравновешивающей силой и стимулятором по отношению к предпринимательскому бизнесу.

Основан, на всеобщем вовлечении людей в деловые отношения

Особенности конечного

потребительского бизнеса

Главными ПРИЧИНАМИ ОТНЕСЕНИЯ КОНЕЧНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ К ОДНОМУ ИЗ ТИПОВ СУБЪЕКТОВ БИЗНЕСА являются следующие:

ВО-ПЕРВЫХ, конечные потребители ЯВЛЯЮТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ СУБЪЕКТАМИ СДЕЛОК с владельцами предпринимательского бизнеса. Они инициируют подобные сделки с не меньшей энергией и интенсивностью, чем предприниматели, стремящиеся избавиться от созданных товаров.

ВО-ВТОРЫХ, субъекты предпринимательского бизнеса и конечные потребители ЯВЛЯЮТСЯ РАВНОПРАВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ СДЕЛОК МЕЖДУ СОБОЙ. Будучи субъектами деловых отношений с владельцами предпринимательского бизнеса, конечные потребители обладают почти во всех странах мира с рыночно ориентированной экономикой особым деловым суверенитетом.

Более того, органы власти и управления в таких странах обычно благосклоннее относятся не к предпринимателям,

а именно к потребителям.

Их интересы охраняются законом. Так, в России с начала 1992 года применяется специальный Федеральный закон «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ». С его появлением государство гарантирует потребителям право выбора объектов и предметов потребления, право на защиту от недобросовестных действий со стороны предпринимателей, право на получение компенсаций, право на получение информации о предоставляемых товарах и услугах. Предприниматели, разумеется, влияют на потребителей, но и конечные потребители обладают серьезными рычагами влияния на субъектов предпринимательского бизнеса. Многие специалисты убеждены в том, что именно потребители полностью определяют, какие компании будут процветать, а какие обязательно прогорят; широкое распространение получил термин «власть потребителей».

В ТРЕТЬИХ, заключая сделку, обе стороны деловых отношенийИ КОНЕЧНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ, И ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ — ВЫСТУПАЮТ КАК КОНКУРЕНТЫ. Объектами соперничества между ними являются цены, наличие или отсутствие связывающих условий покупки, уровень продажного и послепродажного сервиса, гарантии продавцов, содержание и качество товаров (услуг), количество единиц одноименного товара, величина скидок и др.

В ЧЕТВЕРТЫХ, все субъекты потребительского бизнеса выступают участникам не только соперничества с предпринимателями, но и ВЗАИМНОЙ КОНКУРЕНЦИИ. Чаще нечто подобную конкуренцию можно наблюдать на аукционах престижных товаров и произведений искусства, а также и при покупках модных товаров, которых, несмотря на высокую цену, как не хватает для всех.

Субъект бизнеса

3. СУБЪЕКТЫ БИЗНЕСА НА РЫНКЕ ТРУДА

ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

ЯВЛЯЕТСЯ РАБОЧАЯ СИЛА.

Под РАБОЧЕЙ СИЛОЙ следует понимать совокупность физических и интеллектуальных способностей людей, которая применяется ими в процессе производства товаров, оказания услуг, выполнения работ.

ФИЗИЧЕСКИМИ и ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ способностями обладают все люди без исключения.

Поэтому категория «рабочая сила» служит для определения не просто способностей людей, а их реализуемых способностей, иными словами трудового потенциала людей.

Эти работники составляют в своей совокупности

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА.

Для включения ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ общества, конкретных носителей рабочей силы, В СВОЮ ДЕЛОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ предпринимателям необходимо обзавестись данными ресурсом.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: