26 в 1. билеты по истории

Методы изучения этнической истории древней Европы: историческая лингвистика и археология.

Понятие этноса включает в себя общность территории, языка, культуры и самоидентификацию. Этнология – наука об этносах, этнических процессах. На сегодняшний день в этнологии можно выделить несколько методов этнологических исследований:

1 — Изучение письменных источников — ( исп. написанные народами их собственные истории (напр. летописи)/описания их культур, также используют устные предания, ноони исчезают быстрее, чем письменные.

2 — Метод изучения археологических материалов

3 — Историческая лингвистика и сравнительное лингвистическое языкознание, которые выявляют слова, схожие друг с другой, сравнивают их. Это помогает узнать, как давно произошел язык, как сходства языка связаны с нациями.

4 — Полевое исследование. Основывается на длительном пребывании и вживании исследователя в изучаемую этническую среду (срок не менее 1 года)

На пространство Восточной Европы человек проник с юга в период раннего каменного века где-то 3 млн лет назад. Сунгирь — место в Владимирской области, где было найдено захоронение, в то время, на место одной из стоянок древних людей.

Предками славян были индоевропейцы. Движение индоевропейцев началось на рубеже 2 тыс. до н.э. из долины реки Инд. С началом миграции индоевропейцы стали селиться с другими народами и у них происходил процесс ассимиляции.

Протославяне контактировали с финно-угорскими и с кельтско-италийскими племенами. До сих пор нет единого мнения среди ученых о том, что считать прародиной славян, откуда они пришли, когда это произошло, каким было их хозяйство

Письменные источники, по которым можно было бы четко определить прародину славян, довольно скудны. Тут ученым на помощь приходит археология, сравнительно-историческое языкознание, топонимика, география, антропология.

Есть несколько теорий по поводу того, когда и откуда пришли славяне на территорию восточно-европейской равнины:

По автохтонной теории праславяне жили на территории всей Центральной Европы, Балтийская теория и Карпатская.

История и археология дают достаточно достоверные факты, но еще точнее определить, кто жил на той или иной территории может филология и такие науки, как гидроника (изучает названия водных массивов), топонимика (наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение), языкознание. Язык помнит то, что не помнит никто из живущих.

Когда славяне представляли собой целую общность, существовал единый праславянский язык ( семья индоевропейских языков, куда входят: балтийские, индийские, иранские, романские, германские) . К концу III – началу II тысячелетия до н. э. относится выделение праславянского языка. Важную роль в этнических исследованиях также занимает глоттохронология — область сравнительно-исторического языкознания, занимающаяся выявлением скорости языковых изменений, времени разделения родственных языков, степени близости между ними. 

Так, название месяца «январь» идет от греческого generios, от латинского januarius, произведенного от janus – Янус (имя римского бога солнца) «Март» от латинского martius, от Mars (у римлян бог войны Марсу). «Дорогой» образовано от древне-прусского darge. «Тайна» — от древнеиндийского tayus – вор, авестийского taya – тайная кража…

Однако существует проблема соотнесения археологического материала и данных исторической лингвистики. Она заключается в том, что не обязательно те общности, раскопки которых были найдены, использовали, являлись носителями определ. Языка.

Славяне в VIVIII вв.: ареалы расселения, социальное устройство, хозяйство, быт и верования

Предки славян – индоевропейцы. 2 тыс. лет до н.э. из балто-славянской общности выделились славяне. Можно выделить 3 группы славян: 1) западные славяне ( чехи, поляки ,словаки)

2) Южные славяне ( болгары, сербы, хорваты)

3) восточные славяне ( русские, белорусы, украинцы) — от Карпатских гор до Средней Оки.

Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции народов. В VI—IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы — этап на пути складывания государственности восточных славян. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало территорию 40-60 км.

Поляне жили по среднему течению Днепра. Между устьями Десны и Роси жили северяне (Чернигов). К западу от полян — древляне. К северу от древлян между Припятью и Западной Двиной — дреговичи (от слова болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанамн. К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне( потомки дулебов). Междуречье Прута и Днепра — уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по р. Сожь и ее притокам радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене.

Хозяйство славян. Наиболее развитые земли — Новгород и Киев — контролировали северный и южный участки Великого торгового пути «из варяг в греки» — главный стержень экономической, политической, культурной жизни восточного славянства». Основное занятие – земледелие( связано с природно-климатическими условиями). На севере, в районе таежных лесов господствующей системой земледелия была подсечно-огневая (сожженное – удобрение). В южных районах ведущей системой земледелия был перелог (истощение почвы – «переезд на др. территорию), двухпольная система ( один года на одной земле, второй – на другой, первая «отдыхает», потом наоборот). С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество, выращивание технических культур (лен, конопля).

Община. Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родо-племенная знать, подчинявшая себе общинников.

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена. Общественный строй. Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка — «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях вечевых сходах.

Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. Дружина делилась на старшую( по возрасту, опыту – мужи), из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую( отроки, гриди), жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Также существовали свободные общинники (люди) – челядь, мужи(зажиточные общинники), . и зависимые общинники – холоры, сироты, рабы(военнопленные)

Славянское язычество. Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун бог грома, молнии, войны; Сварог бог огня; Велес покровитель скотоводства; Мокошь оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.

Первые упоминания славян античными авторами датируются I–II вв. н.э. О том, что это действительно были славяне, достаточно определенно свидетельствует Иордан – автор «Гетики», написанной в середине VI в.

Упоминания славян можно также найти в работах Прокопия Кесарийского, который писал, что славяне издревле живут в народоправстве, счастье и несчастье у них общее, они считают, что бог-творец молнии является владыкой надо всеми, приносят ему жертвы

Проблема возникновения государства у восточных славян

Образование Древнерусского государства. Для создания государства у славян можно выделить несколько объективных предпосылок: 1)у них уже существовали признаки государственности –армия (дружина, система власти(князь, дружина,вече), территория, население. 2) распалась родовая община, сформировалась соседская. 3) необходимость объединения против врагов (кочевых племен и хазарского каганата) .

По летописи. Начало княжеской династии положил Рюрик (862). После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г, освободил земли от хазарской дани, установил военный союз с Византией Так сложилась, по мысли летописца, Киевская Русь.

Норманская теория была сформулирована в 18 веке немецкими учеными Миллером и Беером, которым противостоял антинорманист Ломоносов. Норманисты основываются на факты о призвании в 862 году варягов Рюрика, а вместе с ним Синеуса и Трувора для разрешения их конфликтов « земли у нас много, да порядка мало». Они исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству, что «русь» — название одного из варяжских племен. Некоторые антинорманисты считают варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтики, но все они убеждены в том, что у норманнов не было еще своей государственности, поэтому они не могли создать русскую, что у восточных славян традиции государственности сложились задолго до призвания варягов, что слово «Русь» произошло от русской реки «Рось». Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Образование Киевской Руси — закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки», волжском торговом пути (соединял Скандинавию и Халифат). Эти торговые пути способствовали включению славян в систему международной торговли.

Держава Рюриковичей: характеристика государственного образования.

882 – начало российской государственности, Рюрик (862-879) укрепился в Новгороде. Среди подвластных ему центров упоминаются Полоцк в земле кривичей, Ростов, Белоозеро (Синеус), Изборск(Трувор) Муром в землях финно-угорских племен.

Варяги стремились контролировать торговые пути в Византию и на арабский восток, в первую очередь- путь из варяг в греки. По одной из версий, Рюрик послал своих дружинников Аскольда и Дира на юг для захвата опорных пунктов. Они в 860 подчинили себе Киев. После смерти Рюрика власть перешла к Олегу (879-912). В 882г. он отправился на юг, убил Аскольда и Дира как самозваных правителей, не принадлежавшие к рюриковичам. Олег объединил 2 центра (Новгород и Киев), в 882г, тем самым основав Древнерусское гос-во. Затем Олег подчинил древлян, северян и радимичей, установил даннические отношения и взаимовыгодные торговые предложения => словене могли участвовать в дружине варягов, стали с ними единым целым. Поход варягов на Константинополь (907г.)=> Договор с византийцами (уплата огромной контрибуции в пользу варягов, право беспошлинной торговли в Царьграде для русских купцов). В договоре слово Русь уже означало не только княжескую дружину, но и все подвластные Олегу земли.

912г.- смерть Олега, власть перешла к сыну Рюрика Игорю (912 -945) (-впервые князь получил власть не путем вооруженного захвата, а по наследству). Некоторые племена отказались платить ему дань, пришлось заново их завоевывать; появление печенегов на юге; осложнение отношений с Византией => 941г.- неудачный поход на Константинополь; 944г.- новый поход туда же, успешно, заключение нового торгового договора. Дань: шла на содержание князя и его дружины. Собиралась достаточно архаично, что отражало архаичный характер самого гос-ва; зимой князь с родственниками и дружинниками отправлялись в полюдье (объезд подвластных земель, сбор дани); часть собранной дани затем отправлялась по Днепру и Черному морю в Константинополь.

945г.- убийство Игоря древлянами во время полюдья (причина- недовольство властью князя, стремление освободиться от опеки Киева, жадность Игоря, который 2й раз решил собрать дань). Ольга(945-957) жестоко отомстила древлянам (сожгла их город Искоростень, убила древлянских послов), но ввела фиксированную форму налога (уроки- размер дани, станы и погосты- места сбора дани)= > начало создания системы налогообложения, без которой гос-во не может нормально функционировать; места сбора дани стали административными центрами, опорными пунктами власти киевского князя на местах. Ольга также одна из первых осознала необходимость сближения с Византией как государственную потребность (для упрочения Древнерусской державы),=> 957г.- посольство в Византию (результат- политическое сближение с Византией), направила посольство к германскому императору Оттону1. Она первая приняла христианство,

Святослав(957-972) (сын Игоря и Ольги): военная деятельность способствовала расширению границ Руси. Походы: восток- подчинил вятичей, захватил столицу Волжской Булгарии (г.Булгар); 965- напал на Хазарский каганат (падение каганата); упрочил положение Тмутаракани- опорного пункта своей власти в Причерноморье и на С.Кавказе. 967- разгром болгар (пришел на помощь Византии в борьбе с ними)=> получил часть Дуная с г.Переяславец (эта его мощь стала пугать византийцев, решили его прогнать с Дуная- натравили печенегов на Киев; затем Святослав стал бороться с византийцами за Дунай; 971- битва в крепости Доростол на Дунае, заключение мира с обязательством Святослава не нападать на Византию и Болгарию). Внутр. Пол. : изменил местную систему управления, централизовал власть, теперь дань собирают не князья, а тиуны- сборщики дани, первым ввел систему наместничества. 972- гибель Святослава на Днепровских порогах от рук печенегов- завершение 1 этапа в истории Руси. Что характерно для этого этапа: расширение Киева, активная экспансия на юг от Прикаспия и С.Кавказа до Дуная, незначительное внимание к устроению Русской земли.

Во времена правления первых русских князей произошли такие важные события как: 988 – крещение Руси(Владимир 1(980-1015)), был введен первый свод законов – Русская Правда( Ярослав Мудрый (1019(1036) – 1054), было введено лествичное право. Во времена их правления начала развиваться письменность, возникают отчины( усадьбы, переходящие от отца к сыну), зарождаются первые крупные города, но остается сельская община, господствующая форма собственности – государственная, господствующий вид эксплуатации – полюдье.

Роль варягов в становлении государственности: династия Рюриковичей (они объединили разрозненные племена, защищали интересы подданных; опирались на силу в решении ряда вопросов; не стремились изменить уклад жизни подданных, защищали от посягательств соседей, что делало их опору достаточно широкой и закрепило за ними власть). Древнерусское гос-во как родовая собственность- долгое время власть киевского князя была властью старшего в роде, отсюда и способ передачи власти (по старшинству в роде). Стержнем государств. территории стал путь из варяг в греки (-заинтересованность варягов в контроле торговых путей В.Европы).

Татаро-монгольское нашествие на Русь и его последствия( 1240 – 1480).

Монголы жили от Великой Китайской стены до озера Байкал, были кочевыми племенами, главным их занятием было скотоводство. У них выделялась родоплеменная знать, родоплеменные отношения. Они отставали от России в развитии, но опережали в военном плане.

Образ-е монгольской империи:1150-1160 – Темучин занял трон всех монголов, ввел десятинную организацию общества ( деление населения на тьмы, сотни, десятки). 1206 – провозглашение Чингисхана на курултае. 1227-смерть Чингисхана. Улус достался Батыю. С сначала 13 века стали завоевывать Сев. Китай, Иран, Азербайждан.

Вторжение войск Монгольской империи на территории Руси началось в 1237 под предводительством Джебе и Субедея.( первой захватили Рязань, она держалась 5 дней, потом Евпатий Коловрат пошел против Батыя, неудачно) но до этого случилось еще одно важное событие – битва на Калке 1223 – самое тяжелое поражение за историю Др.Руси. 1237-1238 – Рязань, Коломна, Москва, Владимир. 4 марта 1238 – битва на реке Сить. 1239 — юго-западная Русь, 1240 –Киев, Потом Батый пошел к границам Венгрии и Польши с целью дойти до моря франков, но в 1242 уже вернулся из Европы ни с чем. Александр Невский (1252-1263) подчинился Батыю, за что его невзлюбили Новгордцы. Но он выстроил свою политику так, что монголы стали совершать меньше набегов, обходились только выходом. Иван Калита (1325-1340) не только способствовал усилению Москвы, но и добился того, чтобы самостоятельно собирать дань со всех русских земель. Важную роль сыграл и Дмитрий Донской( 1359-1389). Он первым из русских князей отказался платить ордынский выход, разорвал отношения с Мамаем => 8 сент 1380 – Куликовская битва, где было разгромлено ордынское войско.Куликовской битвой Мамай изначально хотел показать, что Орда сильна, как при Батые. (значение: это вызвало единство народа, надежду на освобождение, историческая инициатива в отношениях с ордой перешла к Руси; показала, что Москва – выразитель идей русского народа, размер выхода уменьшился). 1382 – подох Тохтамыша, в итоге было оговорено, что Русь продолжает выплачивать выход, но следующему царю ( Васе 1) уже на надо будет просить ярлыка. Тем самым, произошло слияние Московского и Владимирского княжеств. Иван 3 (1462-1505) прекратил уплату дани Орде, т.к. на Москву смотрели как на серьезную силу в борьбе с ордой+ у него была поддержка от Константинополя (из-за женитьбы на Софье Палеолог). 8 окт 1480 – стояние на Угре(хан Ахмат) = конец ордынскому гнету. Победили, т.к. Орда начала ослабевать и распадаться, сила Москвы, централизация гос-ва.

Причины поражения Руси:

1)феодальная раздробленность.

2)отличная организация войска у Батый, хорошо организованная разведка.

3) жесткая дисциплина армии.

Последствия монгольского завоевания:

1)отставание русских земель от развитых стран Западной Европы. 2)торможение экономического, политического и культурного развития. 3) ремесленное производство ушло в упадок. 4) были убиты многие дружинники и кньзья, => состав дружины поменялся, пришли новые дружинники – выходцы из непривилегированных слоев общества, которые привыкли быть не соратниками князей, а их слугами. 5) Разорение казны, т.к.значительная часть дохода в виде дани отправлялась в Орду. 4) нашествие нарушило связи между отдельными частями страны, консервировало политическую раздробленность. 5)Граница земледелия отодвинулась на се вер, южные благодатные почвы получили название «Дикое поле», уничтожены многие города. 6) разрушены культурные памятники( напр. Десятинная церковь в 1240) 7) но русская культура сохранила традиционный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя и подчиненные Орде (Псков, Новгород).

Русские земли в составе Монгольской империи.

Русские княжества не вошли непосредственно в территорию Золотой Орды. Вассальная зависимость выражалась в уплате ордынского «выхода» и в потере суверенитета княжеств, теперь хан выдавал ярлык на княжение владимирское. Ханы стравливали князей между собой, мешали централизации власти, убивали сильных князей. Отобрав ярлык у очередного великого князя, они отдавали его князю-сопернику, что вызывало княжеские распри и борьбу за получение владимирского княжения при ханском дворе. Совершали карательные набеги. Существовал институт баскачества – представителей хана не территории княжества, следили за порядком, чтобы не было попыток восстания, следили за сбором дани, провели перепись населения для более точного учета дани. Помимо выхода существовали еще дополнительные налоги: «поплужное» и ямские деньги – с почты, торговая пошлина «тамга», корм татарским послам — «почестье». Надо сказать, что ордынцы ко всем религиям относились уважительно и не мешали православию, а также разрешали строить православные церкви. еще положительное: орда помогла Руси в борьбе с нашествием литовцев, шведов, немцев и др.

Кроме того ни одно русское княжество не смело воевать без ханского разрешения, монголо-татары уводили в плен ремесленников и женщин. Но Русь не входила в состав Золотой Орды, Русь сохранила свою государственность, язык, обычаи и традиции, от налогов ханы освободили духовенство.

Как же происходило развитие русских земель в новых условиях? Киевская земля после нашествия окончательно утратила свое былое значение. Киев был взят татарами в 1240 г. в разгар борьбы за него между соперничающими князьями. В 20-е годы XIV века Киевская земля попала в зависимость от Великого княжества Литовского, а в начале 60-х годов окончательно вошла в его состав.В Черниговской земле во второй половине XIII столетия резко усиливается политическая раздробленность, формируется большое количество княжеств. В XIII в. начались набеги на Черниговскую землю Литвы, а в 60-70-х годах XIV в. большая часть Черниговщины была подчинена великим князем литовским Ольгердом.В Юго-Западной Руси в результате объединения Волыни и Галичины под властью Даниила Романовича и его брата сформировалось сильное государство. В 50-х годах XIII в. Даниил успешно противостоял татарскому натиску. Но в конце 50-х годов галицкому князю все же пришлось признать зависимость от татарского хана.В Смоленской земле удельные княжества не закрепились за определенными княжескими линиями, как это было в Черниговской земле. Тем не менее политическое значение Смоленского княжества постепенно уменьшалось. В 1404 г. великий князь литовский Витовт окончательно включил Смоленскую землю в состав Литвы.В Новгородской земле во второй половине XIII-XIV в. укрепляются республиканские формы правления. Присоединение к Москве в 1478 году произошло относительно легко: социальные низы Новгородской земли не поддержали свою боярскую верхушку.Рязанская земля в второй половине XIII-XV в. сохраняла относительную независимость. Однако она была зажата между Золотой Ордой, с которой непосредственно граничила, и Северо-Восточной Русью.После монголо-татарского нашествия судьбы различных земель разошлись. Из четырех сильнейших в первой половине XIII в. княжеств три (Черниговское, Галицко-Волынское и Смоленское) теряют свой суверенитет и входят в состав иноэничных в основе государств — Литвы и Польши. На территории четвертого — Владимиро-Суздальского — начинается формирование нового единого русского государства. Таким образом, перестала существовать старая политическая структура, для которой были характерны самостоятельные княжества — земли (управляемые различными ветвями рода Рюриковичей), внутри которых существовали более мелкие вассальные княжества.

Процесс образования единого Московского государства.

Причины и особенности образования единого государства.

Московское княжество начинает расширяться с 13 в. в правление Даниила Московского. Благодаря ему Москва стала мощным центром.

главной экономической причиной является дальнейшее развитие феодальных отношений. Феодалы нуждались в сильной централизованной власти, которая могла бы держать в повиновении крестьян и ограничивать феодальные права и привилегии бояр-вотчинников.

- внутриполитической причиной является возвышение и рост политического влияния нескольких феодальных центров: Москвы, Твери, Суздаля. Происходит процесс усиления княжеской власти, стремящейся подчинить себе удельных князей и бояр- вотчинников, конкуренция за лидерством.

внешнеполитической причиной являлась необходимость противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому.

Хорошее местоположение Москвы ( леса, реки, близко к Европе)Особенности образования Российского централизованного государства:1.Отсутствие на Руси достаточных социально-экономических предпосылок для складывания единого государства. 2. Ведущая роль в формировании государства внешнеполитического фактора.3. Восточный стиль политической деятельности.Этапы объединения на Руси.1этап — конец XIII-первая половина XIV века — усиление Московского княжества и начало объединения русских земель во главе с Москвой. 1.Возвышение Москвы.Первым «старшим князем», получившим ярлык от Батыя, стал Александр Невский, несмотря на то, что он правил в основном в Новгороде, его деятельность в будущем тоже повлияла на возвышение Москвы. Александр Невский умело проводил политику монголо-татар, особенно в вопросах сбора дани, подавляя силой выступления других удельных князей, недовольных его политикой. После смерти Александра Невского в 1263г. процесс централизации русских земель шел путем: — превращения ярлыка на великое княжение из выборного в наследственный и его — возвышения Москвы, где княжили потомки Александра Невского- постепенной экспансии Москвы, включения в состав Московского княжества во главе с потомками Александра Невского других удельных княжеств.Первые упоминания о Москве относятся к 1147г. Основателем Москвы считается киевский князь Юрий Долгорукий.

Возвышение Московского княжества.Москва, которая была до нашествия монголо-татар небольшим пунктом Владимиро-Суздальского княжества, в начале XIV в. превращается в важный политический центр того времени. Причины возвышения Москвы: 1) географически выгодное центральное положение среди русских земель.2). Москва — центр развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. 3). Москва – один из центров сухопутных и водных путей(хорошо для торговли и военных действий)4). Объединение земель, расширение Москвы было целенаправленным

5) гибкая политика московских князей,благодаря ей на сторону мск встали церковь и др. княжества2. Иван 1 Данилович (Иван Калита)- внук Александра Невского, 1325-1340гг.:- являлся лучшим сборщиком дани для Золотой Орды;- во главе золотоордынского войска жестоко подавил антиордынское восстание в Твери- главном сопернике Москвы за первенство на Руси;- заслужил полное доверие монголо-татарских ханов, которые всячески содействовали ему в подчинении других удельных князей;- добился от монголо-татар закрепления ярлыка на великое княжение по наследственному принципу — за ветвью Александра Невского (фактически при содействии монголо-татар и под их властью началось становление правящей русской династии);- вошел в историю как один из первых «собирателей русских земель» (за деньги покупал соседние земли и увеличил территорию Московского княжества в 5 раз.);- часть земель (Кострому) получил от монголо-татар за верную службу;- убедил митрополита Русской Православной Церкви Петра в 1325г. переехать из Твери в Москву, в результате чего Москва стала центром русского православия и духовным центром русских земель.

2 этап — вторая половина XIV- начало XV веказарождения элементов единого государства.Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья :Симеон Гордый(1340-1353гг), Иван Красный) — 1353-1359гг1. В правление Дмитрия Донского (1359-1389) соотношение сил на Руси изменилось в пользу Москвы. Этому процессу способствовало следующее:- всего за два года был построен неприступный белокаменный Кремль Москвы (1364) — единственная каменная крепость на территории северо-восточной Руси;- отбиты притязания на общерусское лидерство Нижнего Новгорода, Твери, отражены походы литовского князя Ольгерда;- впервые начались военные столкновения между Московским княжеством и Золотой Ордой — битва на р. Воже ( для усмирения Руси) — 1378г. – разгром орд. Войска под руководством Бегича.Резкое изменение отношений между Русью и Золотой Ордой имело внешний толчок:- На орду стали нападать кочевники + внутренние распри ханов.

Дмитрий Иванович Донской — первый князь, попытавшимся свергнуть монголо-татрское иго. В 1376г. Он отказался платить дань Орде, а в 1377г. заставил Казанское ханство платить дань Московскому княжеству. 7-8 сентября 1380г. на Куликовом поле в верховьях Дона состоялась битва между армиями Мамая и Дмитрия.Куликовская битва показала мощь и силу Москвы как политического и экономического центра — организатора борьбы за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. Благодаря Куликовской победе был уменьшен размер дани. На Куликово поле шли жители из разных русских земель и городов — вернулись же они с битвы как русский народ. Перед смертью Дмитрий Донской передал Великое княжение Владимирское своему сыну Василию (1389-1425гг.) по завещанию как «отчину» московских князей, не спрашивая права на ярлык в Орде. Произошло слияние Великого княжества Владимирского и Московского.

3 этап — вторая четверть XV века: феодальная война — 1431- 1453гг. Началась после смерти Василия I. К концу XIV в. в Московском княжестве образовалось несколько удельных владений, принадлежащих сыновьям Дмитрия Донского. Крупнейшими из них были Галицкое и Звенигородское, которые получил младший сын Дмитрия Донского Юрий. После смерти великого князя, Юрий как старший в княжеском роду, начал борьбу за великокняжеский престол с племянником — Василием II (1425-1462гг.). Борьбу после смерти Юрия продолжили его сыновья — Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Феодальная война закончилась победой сил централизации. К концу княжения Василия II владения Московского княжества увеличились в 30 раз по сравнению с началом XIV в. В состав Московского княжества вошли Муром (1343г.), Нижний Новгород (1393г.) и ряд земель на окраинах Руси. 4 этап- вторая половина XV начало XVI века: образование единого централизованного государства. Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, ее южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии. Его образование было ускоренно необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой, а впоследствии с Казанским, Крымским, Сибирским, Астраханским, Казанским ханствами, Литвой и Польшей. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили социально-экономическое развитие русских земель. Образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного способа хозяйства России — на феодальной основе. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III (1462-1505гг.) и Василия III (1505-1533гг.). 1. Иван III (1462-1505гг.)Слепой отец Василий II рано сделал своего сына Ивана III соправителем государства. Иван III первым принял титул «Государя всея Руси». При нем двуглавый орел стал гербом нашего государства. При нем был возведен, сохранившейся до наших дней, красный кирпичный Московский Кремль. При нем было окончательно свергнуто золотоордынское иго. При нем в 1497г. был создан первый Судебник, стали формироваться общегосударственные органы управления страной. При нем в только что отстроенной Грановитой палате принимали послов не из соседних русских княжеств, а от римского папы, германского императора, польского короля. При нем в отношении нашего государства стали использовать термин Россия. Ивану III, опираясь на мощь Москвы, удалось практически бескровно завершить объединение северо-восточной Руси. В 1468 г. было окончательно присоединено Ярославское княжество, чьи князья стали служебными князьями Ивана III. В 1472 г. началось присоединение Перми Великой. Тверь в 1485 г. перешла к Москве. В 1489 г. в состав государства вошла Вятская земля, важная в промысловом отношении. В Новгороде в 1410 г. произошла реформа посаднического управления: усилилась олигархическая власть боярства. Василий Темный в 1456 г. установил, что князь является высшей судебной инстанцией в Новгороде (Яжелбицкий мир). Опасаясь потери своих привилегий в случае подчинения Москве, часть новгородского боярства во главе с посадницей Марфой Борецкой заключила соглашение о вассальной зависимости Новгорода от Литвы. Узнав о сговоре бояр с Литвой, Иван III принял решительные меры к подчинению Новгорода. Окончательно Новгород был в 1478 г. Из города в Москву был увезен вечевой колокол..Московское государство набирало силу и международный авторитет. Иван III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии. Поэтому молодое Московское государство было объявлено политическим и духовным правопреемником Византии. Это нашло свое выражение как в лозунге: «Москва — третий Рим», так и в заимствовании византийской символики и символов власти:- Герб Византии — двуглавый орел был взят в качестве герба вновь образованного Русского (Московского) государства- постепенно у Византии было заимствовано новое название страны — Россия.- русские византийские символы власти как скипетр и держава. Василий III (1505-1533гг.) присоединил к Москве: - Псков 1510г;- великое княжество Рязанское 1517г.;- княжества Стародубское и Новгород — Северское 1517-1523гг.;- Смоленск 1514г.Василий III фактически завершил объединение Великороссии и превратил Московское княжество в национальное государство.

Как отмечает Ключевский, объединение русских земель вокруг Москвы привело к коренному изменению политического значения этого города и великих московских князей. Они, недавние правители одного из русских княжеств, оказались во главе обширнейшего государства в Европе. Возникновение единого государства создало благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам.(В результате неоднозначной деятельности Ивана 4 происходит падение авторитета великокняжеской власти. По этому при поддержке боярства Иван Грозный принимает титул царя. Коронация произошла в Успенском соборе 16 января 1547 года. Изменение ранга московского монарха имело несомненную двуединую направленность: внутреннюю и внешнюю. Во внешней политике этот титул играл важную роль, так как великий князь приравнивался к принцу или герцогу, а царь к императору. Тем самым царский титул приравнивал российскую царскую семью к «царским» династиям Чингизидов, императорскому роду Габсбургов.)

Московское царство в XVXVI вв.: российское самодержавие как специфическая форма политического и общественного устройства

В связи с образованием Московского государства в конце XV — начале XVI веков на передний план в общественном сознании русского общества выдвинулись прежде всего вопросы самодержавной власти, места и роли церкви в государстве. К началу XVI века относится попытка исторически доказать преемственность Московского великого князя непосредственно от брата императора Августа («Сказание о князьях Владимирских»).

Русь обосновывалась важной страной для мира тезисом монаха Филофея « Москва — Третий Рим. Согласно теории Филофея, два мировых центра христианства — Древний Рим и Византия — пали вследствие отступления от «истинного» христианства; Москва, отвергшая Флорентийскую унию (1439 – соглашение об объединении православия и католичества), является единственным центром «истинного» христианства и законной преемницей Древнего Рима. Эта идея постулировала избранность России, проповедовала изоляционизм, неприятие всего нового, прежде всего иноземного, как чуждого «истинному» христианству. Исключительное значение церкви подчеркивала новая версия о происхождении русского христианства прямо от апостолов, минуя греческое посредничество.

Таким образом, в первой трети XVI века на территории Руси окончательно сложилось единое централизованное государство, которое стало национальным достоянием, персонифицируемым с личностью обожествляемого харизматического лидера — царя.

Становление русского самодержавия, 2 этапа:

XVI-XVII века — период осуществления правления монархом совместно с Боярской думой и боярской аристократией;

XVIII-XX века — период абсолютной монархи.

В данном билете речь пойдет только о первом этапе.

Сакрализация образа монарха в России. Переломным моментом в становлении русского самодержавия явилось воцарение в 1547 – Ивана 4, когда 17-летний великий князь венчался на царство государем Всея Руси, царем Московским «божьей милостью» и стал первым русским царем Иваном IV Васильевичем Грозным (1547-1584). Воцарение способствовало утверждению на Руси идеи преемственности Богом данной монархической власти. Царь становится воплощенным образом православной государственности. Так завершился процесс «сакрализации» носителя верховной власти, что означало не просто внешнее уподобление монарха богу.

Народная Русь всегда стояла на служении верой и правдой «Батюшке — государю». Эти воззрения сохранились вплоть до XIX — начала XX веков.

Таким образом, религиозное сознание у русских оказывается теснейшим образом связанным с государственным и национальным сознанием. Практически каждый русский сознавал себя принадлежащим к государству, во главе которого мыслился лишь самодержец — православный царь, помазанник Божий, призванный выполнять волю Господню. Народ передавал свою волю во власть воли Высшей, которой освящена власть Монарха. Но при этом предполагалось, что и сам царь осуществлял государственное служение как послушание, отрекаясь от личной воли.

Иван Грозный как самодержец. В целом реформы середины XVI века в России проводились в интересах укрепления самодержавной царской власти при опоре на служилое дворянство и за счет ограничения хозяйственной и политической свобод боярской аристократии, посадского и крестьянского населения страны.

Русская историческая наука в лице ее виднейших представителей — Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, давала иную характеристику деятельности Ивана IV. Его личность — ярчайшее подтверждение известной народной мудрости — «всякая власть портит человека; абсолютная власть — абсолютно». По мнению В.О. Ключевского, Иван IV — один из грамотнейших, начитаннейших людей своего времени, обладавший несомненным политическим талантом. Но когда им овладела идея неограниченного самодержавия, когда вместе с титулом царя он вообразил себя преемником императоров не только византийских, но и римских, при своем несдержанном и жестоком характере он натворил массу бед.

Личная власть Ивана Грозного над подданными отличалась ничем не сдерживаемым произволом и деспотизмом. Власть эта опиралась и на созданную и хорошо продуманную систему обеспечения единовластия, которая стала основой для дальнейшего укрепления и развития аппарата власти неограниченной монархии.

Опричнина как инструмент установления самодержавия. Идеал Грозного — неограниченная монархия, где власть санкционирована церковью. Этой цели служила опричнина (1565-1572 годы) .Без опричнины(инструмент принуждения) самодержавие не могло ни появиться, ни укрепиться.

Результат опричнины:

1. Опричнина подчинила общество неограниченной власти Московского царя. Окончательно установилась главенствующая роль единоличного правителя — царя.

2. Особо следует сказать о Боярской думе, которая сформировалась в период становления государства. Боярская дума, состоявшая из московского боярства, а также бывших удельных князей и их бояр, хотя и являлась аристократической по составу, символизировала определенную автономию общества от власти. Важнейшие вопросы жизни государства великий князь в то время не мог решить самостоятельно, только совместно с боярами. Она отражала устойчивые демократические традиции, которые не исчезли с образованием Московского государства. Во времена малолетства Ивана IV с 1533 по 1547 годы в стране фактически установилось боярское правление. Центральная власть была ослаблена, в результате реформ часть функций власти была передана на места. Повзрослевший Иван IV видел в боярах своих главных врагов, опирался на узкий круг преданных ему людей (Избранная Рада).

В результате опричнины роль Боярской думы упала. Место наиболее строптивых и истребленных представителей боярства заняла бюрократия: окольничные, думные дьяки, думные дворяне и т.д. Боярская дума сохранялась как дань традиции, но она стала более управляемой.

3. Главной социальной опорой власти стала бюрократия(доносы). Землевладельцы, независимо от размера владения, были превращены в служилую массу, которая находилась в зависимости от царя.

3. Ликвидированы экономически независимые от власти собственники, которые могли стать основой формирования в России гражданского обществаПроизошло огосударствление общества: все зависели от государства и лично от царя.

Общественное сознание и самодержавие в XVI веке. Вопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданными были основными в полемике между Иваном Грозным и князем Курбским. Иван IV из тезиса о божественном происхождении самодержавной власти сделал вывод о ее неограниченном характере. Свои представления о царской власти Иван Грозный выразил в формуле: » Жаловать своих холопей мы вольны и казнить их также вольны. Царская власть не ограничена никакими законами и установлениями. Высший суд принадлежит только самодержцу, вид и меру наказания определяет сам царь. Иван даже обосновал свое право судить и наказывать не только за дела, но и за мысли.

Аристократ Курбский, образованный и начитанный человек, бежав в Литву, предъявил государю серьезные обвинения. Будучи убежден, что царь должен править только вместе с дальновидными советниками, Курбский выступал против неограниченного самовластия государя. Идеал Курбского — сословно-представительная монархия.

В ходе полемики между Иваном Грозным и А. Курбским столкнулись две политические концепции, сложившиеся в XVI веке и отражавшие две тенденции в развитии русской государственности в то время. Первая из них состояла в развитии принципа сочетания власти монарха, учреждений приказного аппарата с органами сословного представительства в центре и на местах. Вторая, проводимая самим царем, заключалась в утверждении принципа неограниченной монархии с установлением деспотического политического режима.

Установление в России XVI века самодержавия было подготовлено всем ходом предшествующей русской истории. Победа самодержавия над силами, препятствующими его установлению, готовилась тщательно. Огромное значение придавалось идеологическому обоснованию перехода к единовластию.

«Смута» как кризис русского общества в конце XVI – начале XVII в.

Смутное время – это глубокий кризис в России, который поразил все сферы жизни страны – экономическую, политическую, социальную и духовную. Это был период внутренних раздоров, заговоров, народных бунтов. О хронологии Смуты в науке существуют разные точки зрения. Одни историки начинают отсчет со времени кончины Ивана Грозного – 1584 , другие – со смерти его преемника Федора Ивановича 1598, третьи – с началом природных бедствий 1601 ( неплодородный год). Концом Смутного времени одни историки называют 1613 – первый Земский собор, другие 1617-1618 – окончание интервенции и заключение Столбовского мира со Швецией (1617) и Деулинского перемирия с Речью Посполитой( 1618)

Хотелось бы рассмотреть самую широкую хронологию с 1584-1618.

Причин смуты было несколько:

Последствия опричнины

Обострение соц ситуации в связи с закрепощением крестьян

Кризис династии

Усиление борьбы за власть боярских группировок

Притязания со стороны Польши

В 1584 на престол взошел Федор Иванович – человек далекий от государственных дел. Уже тогда начали формироваться предпосылки Смутного времени:

Экономические – разорение к концу XVIв. Русского хозяйства вследствие длительных войн, опричнины, эпидемий, неурожаев и массового бегства крестьян на окраины страны и за рубеж.

Социальные – полное отсутствие в стране социального компромисса, сильное обострение общественных разногласий между различными слоями русского населения. (дворяне хотели дальнейшего закрепощения крестьян, а в 1601-1602 восстановили Юрьев день; ужесточили положение холопов, казаков, что вызывало рост народного протеста)

Политические – дезорганизация государственного управления России в годы опричнины. Авторитет центральной власти пал, часть населения не видела в ней защитника своих интересов(опричнина). + Угасание династии рода Рюриковичей приводило население к беспокойству. Конец государя без наследника воспринимался концом самого государства.

+неурожаи, голод, эпидемия вызывали рост соц. напряжения.

В 1584 произошло народное восстание из-за слухов о том, что Богдан Бельский хочет восстановить опричнину и возвести на престол 2х летнего царевича Дмитрия. В итоге все бояре отвернулись от Бельского, а Марию Нагую с Дмитрием отправили в Углич.

Внутренняя Политика Бориса Годунова при Федоре Ивановиче( 1584 -1598).Борис Годунов, устранив Шуйских, стал единственным регентом Федора Ивановича. Он понимал, что Россия отстает от Европы и приглашал на службу как можно больше иностранных специалистов. Первым начал отправлять московских молодых людей на учебу за границу, но неудачно. Борьба с мздоимством. Отменил податные льготы для монастырей, запретил церкви приобретать владения путем покупок и вкладов, но одновременно с этим он поднял международный престиж РПЦ. Благодаря ему в 1589 первым патриархов на Руси стал митрополит Иов. = > РПЦ стала автокефальной, ее формальное подчинение византийскому патриарху отменялось. Был принят еще один шаг к закрепощению крестьян. 1592-1593 –отмена Юрьева дня. 1597 – введены урочные лета(разрешение помещикам насильно возвращать крестьян в течение сначала 5 лет, потом эти сроки менялись).

Внешняя политика Бориса Годунова при Федоре Ивановиче( 1584 -1598): 1590 – 1593 – война со Швецией, кончилась Тявзинским миром 1595, России вернулись Ям, Копорье, Иван-город, Корела = > неудачи Ливонской войны(1558-1583) были компенсированы. Набеги Крымского хана 1591,1598.

1591 – нелепая смерть царевича Дмитрия в Угличе.

После смерти Федора Ивановича кандидатов на трон было несколько: Шуйские, Романовы, Милославские и др.

Борис Годунов( 1598 – 1605) – первый избранный на Земском Соборе царь. За него был патриарх, служилые люди, были против него – аристократическая Боярская Дума. 3 сентября 1598-коронация в Успенском соборе.

Политика Бориса Годунова:

1)Ликвидировал белые слободы

2)раздал дворянам жалование, повысил в чинах, отменил их тягло

3)облегчил налоговое бремя простых людей

4) Был за просвещение, в это время был расцвет немецкой слободы

5) возвышал не знатных, но способных людей

6)предоставил право беспошлинной торговли иностранцам.

Апогеем Смутного времени явилась гражданская война, отягощенная иностранным вмешательством Речи Посполитой и Швеции во внутренние дела России. 1601- неурожаи, народ стал думать, что это кара Божья, что избрали незаконного царя. Появились слухи, что царевич Дмитрий жив, что он находится в Речи Посполитой и Сигизмунд III(был фанатичным катликом) признал его, поскольку Лжедмитрий тайно принял католичество и пообещал в случае получения трона не мешать влиянию католицизма в России. Сигизмунд дал Дмитрию войско при условии, что тот в случае успеха вернет ему Смоленск и Чернигово-Северскую землю. На самом деле это был бежавший из Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

1605-неожиданная смерть Годунова. Лжедмитрий посылал народу и знати прелестные грамоты, где обличал Годунова и обещал отменить урочные лета. Убили наследника Бориса Годунова Федора. Мария Нагая признала «сына».

Царствование длилось до 17 мая 1606. Он пытался угодить всем слоям населения, что вело к социальным противоречиям. провозгласил свободу вероисповедания, участвовал в работе Боярской думы, поднял срок сыска беглых крестьян до 6,5 лет, всех беглых крестьян и холопов, которые помогли ему войти в Мск он сделал свободными людьми. Своих обещаний Сигизмунду III Лжедмитрий практически не выполнил. +западный образ жизни Лжедмитрия смущал население(брил бороду и усы, сам писал, ходил в польском платье, не спал после обеда. Когда состоялась свадьба с Мариной Мнишек, весь народ был в ужасе, что она не приняла православия, ее полькое окружение вело себя неуважительно по отношению к москвичам. 17 мая 1606 – заговор Шуйского и Голицина, легко свергли Лжедмитрия. ( т.к. у него не было опоры ни внутри страны, ни за ее пределами, он хотел действовать самостоятельно, а не подчиняться боярам). Шуйский сказал народу, что истинный Дмитрий погиб в Угличе от рук Бориса Годунова.

На престоле рюрикович(он уже имел право на царствование) – Василий Шуйский (1606 – 1610) – «Апогей Смуты».

Политика Шуйского: подписал крестоцеловальную грамоту(1606), где обещал боярам никогда без суда не казнить, не отбирать вотчины, не отнимать имущества. Патриарх – Гермоген. Март 1607 – увеличил срок сыска беглых крестьян до 15 лет, ввел денежные штрафы для тех, кто принимал у себя беглых крестьян.

Гражданская война усиливалась. Центром новых волнений стал Самбор. Там появился Иван Болотников(ранее был беглым холопом, который попал в плен, теперь возвращался на Родину и поверил Лжедмитрию в то, что тот – истинный царь, он называл себя воеводой царя Дмитрия Ивановича. Почему с его армией пошли люди? – бояре хотели вернуть себе имения и привелегии, дворяне хотели поместных земель, холопы хотели воли, посадские люди облегчения повинностей. + Пашков и Ляпунов( воеводы) не хотели подчиняться «холопу» Болотникову.=> Единства в армии не было. 2 декабря 1606 – главное сражение повстанцев Болотникова с царскими силами у села Котельниково. Болотников потерпел поражение, т.к. Пашков перешел на сторону Шуйского. Май — осень 1607 – Шуйский сам повел войска на Тулу, где Болотникова окончательно разгромили. Бояр Шаховского и Телятевского Шуйский отправил в ссылку, Болотникова и Горчакова( «Лжепетр» — якобы сын Федора Ивановича) – в плен. Болотникова ослепили.

Лето 1607- появился «Тушинский вор» Лжедмитрий II в Стародубе. Главная сила его войска – польские наемники во главе с Ружинским и Лисовским. + атаман Иван Заруцкий из запорожских казаков. Тушинский вор т.к. в 1608 основался лагерем в подмосковном селе Тушино, у нему приехала «жена» Марина Мнишек. В Тушино у него заседала своя Боярская Дума, у них появился наряду с патриархом Гермогеном в Москве( тот, которого Шуйский назначил) свой Патриарх Филарет( в миру Федор Никитич Романов) => Раскол московского государства на тех, кто поддерживал Лжедмитрия 2 и тех, кто поддерживал Шуйского.

Сигизмунд III формально не поддержал Лжед 2, но не препятствовал своим отрядам идти на службу самозванцу.

Василий Шуйский стал искать помощи за рубежом у врага Сигизмунда III короля Швеции Карла IX. По договору, которому способствовал Скопин-Шуйский, ( 1609) Швеции переходила Корельская волость + отказывалась Россия от прав на Ливонию, а шведы помогали в борьбе с Лжедмитрием II под предводительством Делагарди. Сигизмунд объявил войну России.

Итак, образовалось 2 центра власти: Москва(Шуйский), Тушино и Калуга(Лжед 2). Шведы захватили русскую казну после смерти Скопина-Шуйского и бунта армии. В итоге шведы создали в 1611 вассальное Швеции Новгородское государство.

К Москве подходил польский гетман Жолькевский, из Калуги шел Лжед 2. Июль 1610 – 7 бояр во главе с Ляпуновым низложили Шуйского, захватили власть – «семибоярщина» ( 1610-1613).

Семибоярщина( Ляпунов, Милославский, Голицын и др): 1) предлагали пригласить на престол польского царевича Владислава, чтобы прекратить конфликт с Польшей (Сигизмунд III). ( договор о приглашении подписали 17 авг 1611)

Условия договора: Владислав принимает православие, православие остается гос. Религией. Он должен править, советуясь с Земским собором и Боярской Думой, между Р. И Р.Посполитой устанавливается союз, Смоленск больше не трогают.

Это делалась еще и для того, чтобы от дел отошел Лжедмитрий II, потому что Сигизмунд тогда не стал бы ему помогать, поскольку на троне его сын. Но договор так и не подписали.

2) добивались передачи полной власти Боярской Думе

1610-1611 – война за Смоленск продолжается, в МСК введен польский гарнизон.

Интервенция: Шведы на севере( Новгород), поляки на Западе( Смоленск и МСК). Лжед II убили.

Гражданская война стала затухать и перерастать в национально-освободительное движение против иностранных врагов, население России уже устало от самозванства и символом сплочения стало освобождение МСК

Первое ополчение – «Совет Земли Русской» (март-июль 1611). Создали: Ляпунов, Телятевский, Заруцкий. К ним примкнули Пожарский, Салтыков, Андронов. Ополчение распалось, т.к. не было единства.

Появился Лжедмитрий III, его признали только тушинцы.

Второе ополчение. Минин призвал создать его. Разделили ополчение на 4 разряда: конные дворяне, стрельцы, пушкари, «посоха»( те, кто не умел воевать, но помогали перетаскивать пушки). Верховный воевода – Пожарский. Во главе поляков был Ходкевич. 26 октября 1612 – освободили Россию от интервентов.

Итоги Смуты:

1613 – первый Земский собор, на престоле Михаил Федорович Романов. Дал обязательство править без советов Боярской Думы. Атамана Заруцкого посадили на кол, Мнишек заточили в башне. 1617 – Столбовский мир со Швецией( Россия вернула себе Новогрод, шведы отказывались от претензии на московский трон; Швеции – Ям, Копорье, Орешек + выход к Балтике)

1618 – Деулинское перемирие с поляками: Владислав отказывается от трона и отпускает на родину русских пленников. У Речи Посполитой – Чернигов и Смоленск.

Обеднение страны из-за войны, грабежей интервентов, упадок ремесла и торговли.

Русский раскол и пути развития неофициальной религиозности.

Социальный кризис 17века (бунташный век: городские восстания- 1648, г в Москве и в других городах, 1650- новгород и псков, 1662- медный бунт в москве, движение С.Разина 1670-1671) сопровождался идеологическим кризисом в религии.

Он обострился в связи со стремлением части церковников восстановить единство церковных обрядов и содержания богослужебных книг (унификация и регламентация обрядовой практики). Истоки кризиса- 40-е гг. : кружок ревнителей древнего благочестия в москве, лидер- Стефан Вонифатьев, члены- патриарх Никон, Аввакум, Федор Ртищев, протопоп Даниил итд. Задачи кружка- против произвольного сокращения церковной службы, достигавшегося введением многогласия (когда одновременно читали и пели), а также беспорядков во время богослужения; обличение пороков, укоренившихся среди духовенства (пьянство, разврат, стяжательство); противодействие проникновению светских начал в духовную жизнь населения. Алексей Михайлович (царь) поддержал их идеи, тк они соответствовали интересам самодержавия, шедшего к абсолютизму. Но затем появилось расхождение во мнениях, когда речь зашла о выборе образцов, по которым производились бы исправления (для унификации обрядов): одни считали, что образец — древнерусские рукописные книги, не подвергавшиеся изменениям (НО: совершенно одинаковых текстов в таких книгах не было)- Аввакум; вторые считали, что образец- греческие оригиналы- Никон.  Цель Алексея Михайловича (он поддержал Никона)— привести русскую церковь в полное единение с греческой. Политические взгляды царя Алексея, его взгляд на себя как на наследника Византии, наместника Бога на земле, защитника всего православия, который, быть может, освободит христиан от турок и станет царем в Константинополе, тоже заставляли его стремиться к такому тождеству русской и греческой веры. 

Дело Никона (1605-1681). 1652- стал патриархом, начал проводить церковную реформу (двуперстное крещение заменил на троеперстное, «аллилуйя» должно произноситься не 2, а 3 раза, изменение крестного хода- была посолонь, т.е. движение по солнцу, на движение против солнца; изменено число просфор на проскомидии , изменение одежды священнослужителей и монахов; замена некоторых слов в богослужебных книгах: певцы-> песнопевцы, вечное -> бесконечное итд- уподобление греческим канонам). Никон также порвал с кружком ревнителей, которых выслал из Москвы (в том числе и Аввакума- его в сибирь). Царь решил продолжить реформу Никона: Церковный собор 1666-1667 объявил проклятие всем противникам реформы, предал их суду (судили по Уложению 1649г.- сжигали на кострах; так произошло с Аввакумом-1682). Реформа разделила спорящих на никониан (на их стороне была церковь и гос-во) и старообрядцев (общий лозунг- возврат к старине, протест против всех новшеств, против официальной церкви, посягавшей на весь уклад сложившейся жизни; были недовольны тем, что церковь поддерживало гос-во, которое жестоко карало раскольников). Раскольников поддерживали низы (они тоже были ущемлены — расправа с их выступлениями, Уложение, сыск беглых крестьян), а также стрельцы. При этом у представителей старообрядцев были разные представления о старине, к которой надо вернуться (так, черное и белое духовенство хотело вернуть привычное выполнение обрядов, заученные молитвы итд; бояре хотели вернуться к боярскому самовластию). Старообрядцы упорно сопротивлялись европеизации России.

Хронология раскола (важные даты): Раскол начался как реакция на реформы Никона (начали раскол протопоп Аввакум и архимандрит Иван Неронов; Даниил Костромской, поп Никита Пустосвят и др) 1654 год — патриарх Никон устраивает церковный собор, на котором в результате давления на участников добивается разрешения провести «книжную справу по древним рукописям греческим и славянским». Однако равнение шло не на старые образцы, а на современную греческую практику; по приказу патриарха Никона начинают сжигать старые иконы.

На втором этапе Большого Московского церковного собора 1666—1667 годов патриарху Макарию Антиохийскому. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов были объявлены раскольниками и еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны.

С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Старообрядцы совершали нападения на монастыри, грабили монахов-никониан, захватывали церкви.

1668-76гг. Соловецкое восстание (отказ принять исправленные богослужебные книги), осада монастыря, монастырь взят приступом, много погибших монахов.

1672- массовое самосожжение старообрядцев («гарей»), подобное потом повторялось многократно

5июля 1682 года — диспут о вере в Грановитой палате Московского Кремля. Официальную церковь представлял патриарх Иоаким (главным действующим лицом со стороны православных был не он, а Афанасий, епископ Холмогорский и Важеский), старообрядческую — Никита Пустосвят. Спор свёлся ко взаимному обвинению сторон в ереси и невежестве и, в конце концов, к ругани и чуть ли не к драке. Старообрядцы покинули Кремль с поднятой головой и на Красной площади объявили всенародно о своей полной победе, хотя фактически диспут не пришёл ни к какому результату. И. А. Хованский едва успел спасти остальных старообрядцев, которым он ранее гарантировал безопасность. Царевна Софья на следующее утро приказала схватить раскольников: Никита Пустосвят был казнён на Лобном месте, а его соратники разосланы по монастырям, откуда некоторым удалось бежать.

В 1685 году при царевне Софье был издан указ о преследовании хулителей Церкви, подстрекателей к самосожжению, укрывателей раскольников вплоть до смертной казни. Прочих старообрядцев приказано было бить кнутом, и, лишив имущества, ссылать в монастыри. Укрывателей старообрядцев «бить батогами и, после конфискации имущества, тоже ссылать в монастырь» NB равнение шло не на византийский образец исполнения обрядов, а на новый греческий образец (т.е. на греков современных, находившихся в то время под гнетом турок).

Иерархи Русской церкви в конце XVII — начале XVIII веков, следуя клятвам Большого Московского собора, особенно осуждали следующие «старые обряды»:

Двуперстное крестное знамение как «чёртово предание», «кукиш», «демоносидение», арианство, несторианство, македонианство, «армянское и латинское повеление» и др.;

сугубую аллилуйю — как «еретическую»

Восьмиконечный крест, особо почитаемый старообрядцами, — как «раскольнический» .С 1800 года Святейший Синод в той или иной мере стал допускать употребление старых обрядов (единоверие, единоверцам было дозволено молиться по-старому при подчинении новообрядному священноначалию). При Николае II раскольников стали именовать старообрядцами.

Российское государство и общество накануне петровских реформ: кризис традиционализма.

Кризис традиционализма:

Положительное в стране:

1) Начинается процесс формирования русской нации, а, следовательно, и новой идеологии.

2)появляются первые мануфактуры

3)начинается процесс общественного и географического разделения труда.

4) развивается внутренняя и внешняя торговля, складывается всероссийский рынок (Макарьевская, Ирбитская, Архангельская, Москвоская ярмарки)

5) все более отчетливо формируется абсолютизм.

6) начинает происходить отделение города от деревни

7) Отмена местничества (1682), осуществленная царем Федором Алексеевичем, создала основу для формирования единого дворянского сословия европейского типа.

Отрицательное в стране, то, что требовало изменений:

- В конце XVII Россия является аграрной страной

— слабо развиты города по сравнению с Европой

- Усиление крепостного права( 1649- Соборным уложением объявлен бессрочный сыск крестьян).

- Идеалы Возрождения и Реформации, в центре которых личность человека, чужды Российскому обществу. Основная часть населения живет в условиях традиционного средневекового общества, неграмотна. Грамотные только верхушка общества, приказная администрация, духовные лица.

- Отсталость России представляла собой опасность суверенитету России.

— Промышленность сильно уступала Западной.

— Сложная приказная система, во главе которой стояла Боярская аристократия, не отвечала нуждам общества.

- Для противостояния с Турцией требовалась более высокая обороноспособность, улучшенное оружие, создание флота, регулярная армия, которых не было. Реорганизация армии предполагала также и ее техническое перевооружение, осуществить которое было невозможно без ликвидации отставания России от ведущих европейских держав в экономической сфере, оцениваемое обычно примерно в 200 лет.

- Обмирщение культуры, секуляризация

- Церковный раскол сделал половину населения изгоями

— к концу 17в. фактически исчезла разница между двумя основными формами земельных владений — поместьем и вотчиной, наблюдалось разложение так называемого служилого города. Это означало, что фактически перестали исполнять свое назначение механизмы, прежде обеспечивавшие комплектование русского войска, и одновременно возникала возможность отказаться от формирования армии на основе дворянской конницы.

Двоякое:

Ко времени вступления на престол Петра I Россия значительно расширила свою территорию, присоединив Украину, которая была сферой интересов могущественной Османской империи. Это не могло не вести к военным конфликтам. Но Турция была включена в систему международных отношений, а Россия была внешнеполитически изолированной страной. Поэтому во время правления Софьи Александровны Россия присоединилась к антитурецкой Священной лиге европейских государств. Освоения Сибири и Дальнего Востока требовало больших денеждых и человеческих ресурсов. Россия – многонациональная, многорелигиозная страна, что тоже представляло сложность, т.к. у каждой из наций/религиозных объединений была своя социальная, культурная традиция.

Российское государство накануне петровских реформ:

17 век – бунташный век. Только во второй половине произошло множество событий, отразившихся на экономической, политической, социальной стабильности страны:

1)1648 – соляной бунт

2)1654-1667 – Русско-польская война за Украину

3)1662 – Медный бунт

4)1670-1671- восстание Степана Разина

5) 1687,1689 — неудачные Крымские походы Голицына

6)1695,1696 – Азовские походы

7) В результате стрелецкого бунта( 1682) на трон, вопреки традиции и впервые в русской истории, были возведены одновременно два царя — Иван и Петр Алексеевичи, а реальная власть оказалась в руках женщины — их сестры, царевны Софьи Алексеевны. Это также еще одно свидетельство серьезной трансформации, кризиса традиционного сознания, поскольку царь, воспринимавшийся как воплощение Бога на земле, не мог раздвоиться, и если это произошло и было принято русскими людьми, значит, их взгляд на фигуру царя носил уже более светский характер.

Все эти факты свидетельствовали о кризисе традиционного сознания, о серьезных изменениях в системе ценностей русских людей конца XVII в., создававших благоприятную почву для проведения реформ.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: