24,25 вопросы история психологии

24. Теория научения Б. Скиннера

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет теория оперантного бихевиоризма Берхауза Фредерика Скиннера (1904 – 1990). Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения:

- безусловноруфлекторном;/респондентное, условнорефлекторном; — /отвечающее поведение

- оперантном – реакции, которые не вызываются стимулами, а выделяются организмом.

На основе анализа поведения Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию». Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение. Возник вариант программированного обучения. В соответствии с его требованиями учебный материал расчленялся на мелкие порции (шаги), каждая из которых доступна для учащихся; каждый шаг немедленно подкрепляется; в этих целях используются технические средства. Процесс учения индивидуализируется. Принципиальная ограниченность программы состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию психики.

25. История возникновения психоанализа

Одновременно с бихевиоризмом до основания подорвал психологию сознания психоанализ. Мнение о том, что область психического простирается за пределы тех испытываемых субъектом явлений, о которых он способен дать отчет, высказывалось и до того, как психология приобрела статус опытной науки, но предметом психологии она стала благодаря психоанализу.

Так называл свое учение австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856 – 1939). Он долгие годы занимался изучением центральной нервной системы и приобрел солидную репутацию специалиста в этой области. Занимаясь лечением больных психическими расстройствами, Фрейд не первых порах пытался объяснить симптомы заболевания динамикой нервных процессов. В поисках выхода ученый обратился от анализа сознания к изучению скрытых, глубинных слоев психической активности личности. Первый импульс их изучению придало применение гипноза. Внушив загипнотизированному человеку какое-либо действие с тем, чтобы он его выполнил после пробуждения, можно наблюдать, как испытуемый, не зная истиной причины своего поступка (хотя и совершает его в полном сознании), начинает придумывать оправдательные мотивы. Истинные причины от сознания скрыты, но именно они управляют поведением. Анализом этих сил и занялись Фрейд и его последователи, используя психоанализ как одно из самых мощных и влиятельных направлений в современной науке о человеке. Применяя различные методики толкования психических проявлений (свободный ассоциативный поток мыслей у пациентов, образы их сновидений, ошибки памяти, оговорки, перенос пациентом своих чувств на врача и др.), психоаналитики разработали разветвленную сеть понятий с помощью которой уловили глубинные «вулканические» процессы, скрытые за явленными сознанию в «зеркале» самонаблюдения. Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения – либидо. С раннего детства в условиях семейной жизни она определяет мотивационный ресурс личности. Испытывая различные трансформации, она подавляется, вытесняется и, тем не менее, прорывается сквозь «цензуру» сознания по обходным путям, разряжаясь в различных симптомах, в том числе патологических (расстройства движений, восприятия, памяти и т. д.). Структура душевной жизни состоит из сознания и двух систем бессознательного – предсознательного и собственно бессознательного и цензурой между ними. Ид (Оно) – средточие слепых, неосознанных влечений, требующих немедленного удовлетворения. Эго (Я) – личность, индивидуальность. СверхЯ, супер – Эго – совокупность моральных норм, запретов и поощрений, усвоенных человеком в процессе воспитания.

Предыдущий:

Следующий: