2 часть практика

Вопрос 1.

Проанализируйте учебную тему предмета своей специальности, выделите основные компоненты исторического знания и обоснуйте методику их формирования.

СФА – способ грамотной постановки цели урока на основе анализа содержания и определенных функций каждого из компонентов содержания. АЛГОРИТМ ВНУТРЕНННЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

Основные компоненты содержания:

исторические представления – эмоционально окрашенные образы фактов;

исторические понятия – знания о сущности предмета; несколько этапов. Первичный: 5-6 кл. никаких понятий у ребенка не существует. Мы даем понятия без определения сущности. Работаем на эмпирическом уровне. Понятия вводятся в исторический контекст и опираются на зрительные образы.Второй этап: понятия с раскрытием сущностиИндукция дедукция. ДАВАТЬ РАЗНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ!

исторические закономерности – уровень умозаключений. Выводы, оценкиНаучить ребенка работать самостоятельно. применять эти знания.

Виды фактов:

- по сложности: 1-го порядка,(ВОВ) 2-го порядка

- по важности: главные(образы людей, предметов Они раскрываются полно и подробно), не главные (для связи. Хронология, статистика)

- по отношению к месту и времени: статичные (применяются приемы описания), динамичные

- по емкости в истории: факт-событие(Бородинская битва), факт-явление(типичные для определенной эпохи), исторический процесс (с применением схем)

Компетентностная парадигма: знать уметь понимать применять.

Основные компоненты содержания

Знать

Уметь

Понимать

Применять

Главные факты.

Исторические понятия

Закономерности

Причинно-следственные связи

выводы

Вопрос 2.

Предложите пути формирования коммуникативной компетенции школьников на основе интерактивных образовательных технологий

Структуру общения мы можем охарактеризовать путём выделения в ней трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. При этом надо помнить, что в реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую.

Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» — взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия «социальных объектов». В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Интерактивное обучение – на основе общения и взаимодействия. Развивает коммуникативную компетенцию, активизирует познавательную деятельность, обучает сотрудничеству.

Этапы: выбор темы – разработка отдельного вопроса – формирование учебной группы – организация общения в группе – презентация группового решения – рефлексия (самооценка и учителем)

Формы: ДИСКУССИЯ, КРУГЛЫЙ СТОЛ, ДЕБАТЫ.

Игры: имитационные, деловые, дидактические

Для организации надобно написать сценарий, огласить правила, организовать подготовку, провести инструктаж, собственно сама игра, итоги.

Хочу предложить урок – игру “Колесо Истории”

Урок предполагает повторение пройденного материала за 7-8 класс, а так же в увлекательной форме развивает интерес к предмету.

Оборудование: кареты (нарисованные) по числу заданий, плакат с названием игры,

Класс заранее делится на 3 команды ( разделение может проходить любым способом: по желанию, по какому-нибудь признаку и т.д.)

Начало игры.

Сегодня мы попали с вами в игру “ колесо истории”. Нам необходимо справиться с девятью различными заданиями, для того чтобы их решить быстро и правильно вам необходимо работать дружно и слажено, уметь слушать и слышать товарища. Желаю удачи!

По окончании игры детям предлагается поднять таблички с тем выражением лица, которое подходит к их оценке урока.

 

Вопрос 3.

Дайте экспертную оценку нормативных документов, регламентирующих педагогическую деятельность на соответствие требованиям к качеству современного образования (Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Стандарт 2 поколения и др.)

Гуманистическая парадигма, право на бесплатное общее образование, формирование терпимости, плюралистического представления о мире. Культурная направленность. Воспитание любви к отечеству, и т.д

Компетентностный подход в образовании – применительно к стандарту.

Качество образования.

Система образования – вариативная, гибкая.Вопрос 4.

Предложите пути формирования определенной предметной компетенции.

Пространственные представления.

Предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области

Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, 

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Уровень сформированности

Знать положение главных фактов

Связывать факт и место с другими главными фактами

Знать местоположение главных фактов, основных цивилизационных культур и ориентиров

Представлять местоположение главных фактов и соотносить их с частями света, территориями отдельных государств

Использовать пространственные представления для установления связей

Представления об изменении пространственной картины мира человека — ВГОткрытия

Показывать направления основных событий связанных с пространственными изменениями (кругосветные путешествия, открытия колониальные захваты)

Локализация в пространстве основных стран, событий новой истории на уровне местоположения государств, столиц (Америка, Англия, Испания, Россия и столицы)

Умение работать с тематической картой применяя прием сюжетного повествования, картинного описания (Английская ревоюция, Русско-Турецкая война)

уметь работать с тематической картой

(Великие географические открытия, Открытие и освоение Сибири)

уметь показывать события на уровне местоположения государств, столиц

(Сферы влияния, колониальные и зависимые страны)

умение показывать направление основных событий, связывать с пространственными изменениями.

(Образование США)

представление об изменении пространства и картины мира человека нового времени (Наполеоновские войны)

Применять карту при анализе причин и следствий событий

(Международные противоречия между странами накануне мировых войн.

Изменения на политической карте мира после мировых войн; в результате распада колониальной системы; мировой социалистической системы; распада СССР. Внешнеполитический курс СССР в годы перестройки

Балканский кризис 1999г.

.Внешнеполитический курс современной России)

Анализировать экономическое и социально-политическое развитие народов мира.(Проблемы интеграции в единой Европе и странах СНГ)

Давать характеристику геополитического положения и экономического положения стран рубежей 19-20 веков и 20-21 вков.

Методы средства формы

Устный – рассказ учителя,

Прием – картинное описание

Средства – карты общие и тематические

Устный рассказ учителя

Картинное описание

Наглядный метод

Средства: карты общие и тематические, контурные

Сюжетное повествование

Картинное описание

Работа по легенде карт

Составление схем

Исторические карты. Атласы. Интерактивные доски.

Дидактические единицы

Места расселения древнего человека

Основные цивилизации древности

Путь из варяг в греки

Византия и запад.

Крещение Руси.

Русь и Орда.

Вопрос 5.

Представьте основные этапы психолого-педагогического исследования применительно к изучению конкретной проблемы образования (на выбор студента)

Принципы псих-пед исследования:

единства теории и практики

конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме

принцип объективности рассмотрения психолого-педагогических явлений самих по себе

объективность способов воздействия на личность или группу

принцип всесторонности изучения психолого-педагогических процессов и явлений

комплексный подход к исследованию в области психологии и педагогики предполагает опору на достижения других наук, прежде всего таких, как социология, философия, культурология и др.

Системный подход выявляет структуру (выражающую относительную жизненность) и организацию (количественную характеристику и направленность) системы; основные принципы управления ею.

Если проблема исследования сравнительно проста и его задача состоит в том, чтобы лишь предварительно, но основательно ознакомиться с состоянием дел в науке и практике, то обычно ограничиваются организацией и проведением обзорно-аналитического исследования.

Этапы:

1. Теоретическая разработка -конкретизация темы исследования, выяснения объекта и предмета исследования, выбор адекватных диагностик, методик исследования.

2. определение времени, места и процедуры поэтапного проведения эксперимента.

3. Проведение эксперимента. В основном эксперименте собирают первичные данные, необходимые для доказательства предложенных гипотез.

4. Анализ результатов.

Методы – наблюдение, анкетирование, беседа.

Мини-исследование групповой сплоченности.

Цель исследования: определение степени сплоченности школьной группы.

Задача:

определить индекс групповой сплоченности

выявить наличие или отсутствие лидеров-аутсайдеров

Определить степень и характер ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) изучаемого коллектива

Объект исследования: сплоченность группы. Предмет исследования: степень сплоченности школьной группы.

Методы исследования:

Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы).

Определение индекса групповой сплоченности Сишора.Групповую сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) (В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева).Методика нацелена на выявление ЦОЕ на основе групповой общности при выборе наиболее ценностно-значимых качеств из стимульного списка.

Выберите из предложенного списка 5 качеств, наиболее ценных для успешной совместной работы

Вопрос 6.

Проведите экспертизу учебников по дисциплине, сделайте вывод об их соответствии (несоответствии) современным тенденциям исторического образования.

Кратко перечислим функции учебников нового поколения:

1) Информационная функция. Учебник является основным источником важной для усвоения информации, основным источником знаний для ученика.

2) Трансформационная функция, реализующая предоставленную образовательным стандартом возможность дать разные варианты конкретизации обязательного минимума содержания; теперь учебник может трансформировать содержание нескольких программ.

3) Систематизирующая функция, обеспечивающая систему в изложении разных источников, основного и дополнительного текста, иллюстраций и внетекстового материала.

4) Мотивационная функция, обеспечивающая формирование мотивов изучения текста путем решения проблемных ситуаций в учебнике, а также выводов и вопросов, вызывающих интерес у школьника.

5) Развивающая функция, способствующая развитию умственных возможностей системой таких задач, которые помогают формированию умений и навыков самостоятельной работы.

6) Интегрирующая функция, позволяющая объединить знания, полученные из учебника и иных источников, в т.ч. СМИ, Интернета и т.д.

7) Координирующая функция, когда вокруг учебника и с помощью учебника координируется применение всех других средств обучения (рабочие тетради, хрестоматии, задачники, справочники).

8) Воспитательная функция

Критерии

Традиционный тип

новые

Подход

Отсутствует поливариантность в подходах. Опирается на один: естественно-исторический (четкий детерминизм, линейная логика изложения, ЭКОНОМИКА, СОЦ,ПОЛ, человек теряется)

Множество подходов в зависимости от возраста учащихся (цивилизационный, культурологический)

Стиль изложения

объяснительный

Проблемный повествовательный

Количество фактов

Четкий отбор фактов, ровно столько сколько нужно для конкретного вывода

Различные точки зрения возможность выбора

Теория и факты: соотношение

Теория преобладает над фактами, теория на поверхности. ГОТОВЫЕ ВЫВОДЫ

Скрытый вид теории

Ни понятий ни причинно-следственных связей

Доп. Текст. Виды источников

Нормативные

актовые

Личного происхождения

Памятники художественного слова

Роль по отношению к тексту

Иллюстрируют уже готовое положение текста

То, чего в тексте не было

В каком виде подан

Адаптирован и сильно усечен

Более полно. С сохранение авторских

Метод.аппарат. вопросы

Проверяют знание фактов и уже готовых положений , немного преобразующих (сравнение сопоставление)

Почти нет творческо0-поисковых

В дост. степени

Иллюстрации.

Безымянные художники

Нет смысловой нагрузки

Конкретные артефакты фото

Великие художники

оглавление

В конце

В начале

Учебники новые нескучно читать, свободны от однозначных оценок, нет детерминизма и заданности, текст обращен к внутреннему и внешнему миру учеников (гум.парадигма). Авторский характер.

Вопрос 7.

Предложите УМК по истории для определенного класса, обоснуйте выбор основных компонентов.

учебно-методический комплект (УМК) – это набор учебной продукции для одного класса по определенному предмету, объединенный единой содержательной композицией и предназначенный для разных целевых аудиторий (учитель, ученик).

Компоненты:

учебная литература (учебник, карта, раб. Тетрадь, хрестоматия)

методическая литература

научная и художественная литература (былины сказания, эпосы, энциклопедии)

наглядные средства обучения: экранные звуковые плакатные + интерактивные

При составлении УМК необходимо учитывать:

- особенности учебной программы

- издательские разработки УМК

УМК «История. Древний мир. 5 класс»

учебник



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: