16-20 экономика


16. Денежное обращение, его законы. Типы денежных систем.

Денежное обращение — это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах в связи с реализацией товаров, с оплатой оказываемых услуг, с совершением различных платежей (выплата заработной платы, уплата налогов, возврат и предоставление кредита, уплата процентов и т. д.).

Базой для денежного обращения служит обращение товаров. В процессе обращения деньги не покидают сферу обращения, а вновь и вновь обращаются в соответствии со своими функциями.

Сфера денежного обращения включает:

1. Безналично-наличное перечисление — посредством записей на счетах в банке, отражающие платежи.

2. Наличное обращение в виде денежных знаков. Участвуют в сфере денежного обращения: домохозяйства (физические лица); предприятия и организации; учреждения (за счет бюджета) и другие юридически лица, находящиеся вне банковской системы.

Деньги покидают сферу обращения в том случае, если они привлечены банковской системой на некоторый срок или вовлечены в государственный бюджет.

Особенности наличного и безналичного денежного обращения:

У наличных и безналичных денег разная циркуляция. Наличные деньги бывают в обороте много раз и выбывают из него, когда они физически изнашиваются. Безналичные деньги циркулируют единожды в форме списания с одного счета на другой.

У наличного и безналичного оборота разные контрагенты (участники). Наличный оборот всегда связан с населением, а у безналичного оборота контрагентами выступают субъекты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность (предприятия, компании и т. д.).

Наличные и безналичные деньги выполняют разные функции. Наличные деньги: функция платежа, обращения, сбережения и накопления. Безналичные деньги: платежа и накопления (в виде остатка на счетах).

Безналичные расчеты легче контролировать.

Закон денежного обращения, особенности его действия в современных условиях

Закон денег отвечает на вопрос, какое количество денег должно находиться в обращении, чтобы деньги могли выполнять свои функции.

Закон денежного обращения устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Необходимое количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

количество проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);

уровень цен товаров и тарифов (связь прямая);

скорость обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке. Чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цен.

Закон денежного обращения выражает экономическую взаимозависимость между массой обращающихся товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.

Если деньги выполняют функцию средства платежа, то общее количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество.

Типы денежных систем

Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством.

Денежная система включает следующие элементы:

денежная единица — установленный законом денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен товаров;

виды денег, являющихся законным платежным средством, — кредитные банковские билеты (наличные и безналичные), бумажные деньги (казначейские обязательства и билеты), разменная биллонная монета;

денежная масса — сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других платежных средств;

эмиссионная система — порядок эмиссии банковских и казначейских билетов центральными банками и казначействами и каналы эмиссии;

денежно-кредитная политика — совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т.д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (центральный банк, министерство финансов).

Тип денежной системы зависит от формы функционирования денег — полноценные деньги или знаки стоимости. В процессе эволюции форм денег и денежных отношений сформировались два типа денежных систем (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Типология денежных систем

Металлические денежные системы - это системы, имеющие в основе металлические деньги с внутренней (реальной) стоимостью, в том числе моно- и биметаллические.

Монометаллизм — денежная система, при которой один денежный металл выполняет роль всеобщего эквивалента. Развитые монометаллические денежные системы исторически учреждались на основе меди, серебра, золота. Медный монометаллизм существовал в Древнем Риме в I-II вв. до н.э. Длительное время медные деньги составляли основу денежного обращения в России. Серебряный монометаллизм в России сложился в результате денежной реформы Канкрина (1843-1852), в Голландии (184-1875), в Индии (1852-1893), в Китае просуществовал до 1935 г.

В конце XIX в. в большинстве стран произошло обесценивание серебра в связи с расширением его добычи из полиметаллических руд. Параллельно были открыты новые месторождения золота, что обусловило переход к золотому монометаллизму. Впервые золотой монометаллизм как тип денежной системы сложился в Великобритании и получил законодательное закрепление в 1816 г. В конце XIX в. золотой монометаллизм вводится в Германии, Франции, Норвегии, Дании, Австрии, России, Японии, США. Различают три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный стандарты.

Биметаллизм — денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закрепляется за двумя благородными металлами (обычно золотом и серебром), предусматривается свободная чеканка монет из обоих металлов и их неограниченное обращение. В условиях биметаллизма соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливается в зависимости от рыночной цены денежных металлов. Эта система существовала в XIV-XVII вв. Известны три разновидности биметаллизма:

система параллельной валюты — соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно;

система двойной валюты — государство фиксировало соотношение между металлами, а чеканка золотых и серебряных монет и прием их населением производились по этому соотношению;

система «хромающей» валюты — золотые и серебряные монеты были законным платежным средством, но не на равных условиях. Серебро выполняло роль заместителя золотых монет в обращении, а также использовалось в качестве разменной монеты.

Бумажно-кредитные системы — это денежные системы, лишенные металлической основы, построенные на представительском принципе. Такие денежные системы существуют в настоящее время практически во всех странах.

17. Рынок: причины возникновения, виды, функции. Структура и инфраструктура рынка.

Рынок – 1) институт, который сводит покупателей и продавцов;

                 2) совокупность отношений в сфере производства и обмена, которая обеспечивает решение экономических проблем в обществе.

ð  Для возникновения рынка необходимы общественное разделение труда (специализация) и экономическая обособленность производителя.



ð  Для существования рынка необходимы частная собственность, экономические свободы и правила, регулирующие экономические отношения.

Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

В XVIII в. свои труды о понятии рынка опубликовал английский экономист Адам Смит. Он впервые выдвинул идею «невидимой руки», стимулирующей рыночные отношения; утверждал, что в рыночных условиях каждый человек выступает из своих собственных интересов; считал, что для потребления товаров и услуг других людей необходимо самому производить какой-либо товар или услугу. Ключевая задача рыночной экономики – получение прибыли, покрывающей затраты.

 

Субъекты рынка:

-          домохозяйство (сфера потребления)

-          бизнес (сфера производства, главная цель которой – получение прибыли)

-          государство (бюджетная сфера)

   Отношения между субъектами рынка регулируют цена, соотношение спрос/предложение и конкуренция.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных  элементов рынка, их  удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка показана в таблице 9.

Классификация структуры рынка

по экономическому назначению объектов рыночных

отношений

рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок.

по географическому положению

местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.

по степени

ограничения

конкуренции

монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной

конкуренции.

по отраслям

автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок

 сельхозпродукции и т.д.

по характеру продаж

оптовый рынок; розничный рынок.

Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т. д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.

Не менее многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметом купли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка  инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.

Инфраструктура рыночной экономики — это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:

деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;

деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;

деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.

Инфраструктура рынка выполняет определенные функции (см. схему 13).

Схема 13.

В общем виде инфраструктуру современного рынка можно представить в виде схемы 14.

Схема 14.

18. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на изменение спроса. Эластичность спроса.

Спрос – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.

В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:



цена блага;

цены других благ;

доходы покупателей;

общее количество покупателей данного блага;

предпочтительные вкусы покупателей;

инфляционные ожидания;

экономическая политика государства.

Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

Закон спроса гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса.

Такое определение закона спроса дал английский экономист А. Маршалл.

В современной западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между ценой и величиной спроса на блага в течение определенного периода.

Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса, или кривой спроса.

КРИВАЯ СПРОСА отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.

На рис. 2.1 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на яблоки, а по вертикальной – цена на них. Из рис. 2.1 видно: чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса. 

 

Рис. 2.1. Кривая спроса на яблоки 

С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина – эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то потребитель будет покупать маргарин. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в результате чего сократится потребление мяса, да и других благ.

ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ. Поскольку экономическая жизнь находится в постоянном движении, то и спрос также непрерывно изменяется. Правильно говорят, что кривые спроса остаются неизменными только в учебниках.

Почему же сдвигается кривая спроса? Потому, что меняется не только цена блага, но и другие факторы. Увеличивается средний реальный доход населения, возрастает численность взрослого населения, что может вызвать, например, сдвиг вправо кривой спроса на машины.

Но кривая спроса сдвигается по-разному. Выделяют два типа сдвига. В первом случае большее количество блага будет покупаться при каждой цене и кривая спроса сместитсявправо таким образом, что спрос будет выше, чем он был до сдвига (рис. 2.2). Другой тип сдвига – при каждой цене спрос будет ниже, чем он был до сдвига.

 

Рис. 2.2. Сдвиги кривой спроса 



Как видно из рис. 2.2, при увеличении спроса кривая спроса смещается вправо, при уменьшении – влево.

Особо следует выделить изменение спроса, означающего перемещение по кривой спроса(рис. 2.3).

Изменение спроса происходит тогда, когда изменяется один из элементов, лежащих в основе кривой спроса. Например, увеличились доходы потребителей, что вызывает увеличение спроса, даже если цены на блага не изменились. В результате кривая спроса сдвигается вправо.

Когда цена на благо снизится при прочих равных условиях, потребители также будут больше покупать это благо. Но количество покупок увеличится не благодаря увеличению спроса, а благодаря снижению цены. Это изменение показывает перемещение вдоль кривой спроса.

 

Рис. 2.3. Перемещение по кривой спроса 

19. Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Эластичность предложения.

Предложение — желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.

Объем предложения зависит от объема производства, но две эти величины не всегда совпадают. Величина предложения не тождественна объему произведенной продукции, поскольку обычно часть произведенной продукции потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление) и на рынок не предоставляется. С другой стороны, существуют различные потери при транспортировке и хранении товаров (например, естественная убыль).

На количество товара, которое фирма желает произвести, оказывают воздействие многие факторы, основные из которых следующие: цена самого товара; цена ресурсов, используемых в производстве данного блага; уровень технологий; цели фирмы; величины налогов и субсидий; ожидания производителей. Таким образом, предложение — функция многих переменных, но нас, прежде всего, интересует характер зависимости между величиной предложения и ценой товара при неизменности остальных факторов, способных оказать воздействие на предложение.

Между ценой и количеством предлагаемого товара существует положительная (прямая) зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения.

Действие закона предложения можно проиллюстрировать при помощи графика предложения.

Кривая предложения — графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения.

Неценовые факторы предложения.

Кривая предложения строится исходя из предположения, что все факторы, кроме рыночной цены, остаются неизменными.

Когда предложение расширяется, то кривая S0 смещается вправо и занимает положение S1, в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево до положения S2.

Среди основных факторов, способных изменить предложение и сместить кривую S вправо или влево, можно выделить следующие (эти факторы называются неценовыми детерминантами предложения):

1. Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.

2. Уровень технологии. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождается расширением предложения товара.

3. Цели фирмы. Основная цель любой фирмы — максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.

4. Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.

5. Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть может привести к увеличению предложения угля.

6.  Ожидания производителей. Так, ожидания производителями возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Инфляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение производства и сокращение предложения.

7. Количество производителей (степень монополизации рынка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше предложение этого товара на рынке. И наоборот.

20. Рыночное равновесие. Дефицит и избыток: сущность, причины и способы сокращения.

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (Pe) (рис. 6.1).

 .

Равновесная цена – единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара.

Рис. 4.1. График рыночного равновесия спроса и предложения. 

Точка пересечения кривых Е - это точка равновесия спроса и предложения. Тогда при данном количестве товара QE максимальная цена, по которой его могут приобрести покупатели (цена спроса РD), совпадет с ценой, минимально приемлемой для продавцов (ценой предложения Ps), что и будет означать установление на данном рынке устойчивой равновесной цены РЕ, по которой и будет продаваться и покупаться равновесное количество товара QE.

В аналитическом виде, используя знакомые нам функции спроса и предложения, равновесное состояние на рынке товара можно записать следующим образом:

Стоит отметить, что при этом и покупателей, и продавцов будет устраивать ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент. Снижение цены ниже равновесного уровня будет невыгодно не только продавцам, но и покупателям, так как это сократит количество предлагаемого товара, а рост цены выше равновесной не устроит не только покупателей, но и продавцов, поскольку уменьшит покупаемый объем товара.

При прочих равных условиях рыночная цена соответствует тому количеству товара, которое покупатели хотят купить, а продавцы согласны продать, т. е. по каждому конкретному товару нет ни излишков, ни дефицита.

Механизм установления равновесия

Рассмотрим механизм установления рыночного равновесия, когда под воздействием изменения факторов спроса или предложения рынок выходит из этого состояния. Существуют два основных варианта диспропорции между спросом и предложением: избыток и дефицит товара.

Избыток (излишек) товара – это такая ситуация на рынке, когда величина предложения товара по данной цене превышает величину спроса на него. В этом случае между производителями возникает конкуренция, борьба за покупателей. В выигрыше остается тот, кто предлагает более выгодные условия реализации товара. Таким образом рынок стремится вернуться в состояние равновесия.

Дефицит товара – в этом случае величина спроса на товар по данной цене превосходит предлагаемое количество товара. В данной ситуации возникает соревнование уже между покупателями за возможность приобрести дефицитный товар. Побеждает тот, кто предлагает более высокую цену за данный товар. Возросшая цена привлекает к нему внимание производителей, которые начинают расширять производство, увеличивая тем самым предложение товара. В результате система возвращается в состояние равновесия.

Таким образом, цена выполняет уравновешивающую функцию, стимулируя расширение производства и предложения товара при дефиците и сдерживая предложение, избавляя рынок от излишков.

Уравновешивающая роль цены проявляется как через спрос, так и через предложение.




Предыдущий:

Следующий: